Современная разведывательная система Канады

 
Код статьиS268667300012342-6-1
DOI10.31857/S268667300012342-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 11
Страницы60-79
Аннотация

Разведывательная система Канады претерпела серьёзные изменения в последние несколько лет. После террористических актов в Канаде в октябре 2014 г. были приняты законы, которые значительно расширяют права двух основных разведывательных служб – Канадской службы безопасности и разведки, КСБР (Canadian Security and Intelligence Service) и Центра безопасности связи, ЦБС (Communications Security Establishment) – и создают новую систему контроля за этими службами. Закон С-51, принятый в 2015 г., наделяет КСБР правом «предпринимать действия по уменьшению угроз Канаде», смещая таким образом акцент от наблюдения к активной борьбе с враждебными силами внутри страны. В 2017 г. был создан Комитет парламентариев по вопросам национальной безопасности и разведки. На его работу оказывает большое влияние премьер-министр. Все члены комитета назначаются по его рекомендации. Премьер-министр первым читает все доклады комитета и может их цензурировать. В результате возможности контроля за спецслужбами этого комитета серьёзно ограничены. В 2019 г. был принят закон С-59, в соответствии с которым создаются два новых надзорных органа для контроля над канадским разведывательным сообществом в целом. Агентство по контролю за органами национальной безопасности и разведки вправе рассматривать «любую деятельность КСБР и ЦБС» и действия других ведомств, касающиеся национальной безопасности и разведки. Закон С-59 вводит также должность уполномоченного по вопросам разведки, который сможет одобрять (или не одобрять) ещё только запланированные операции канадских спецслужб. Закон С-59 наделяет ЦБС правом проводить оборонительные и активные кибероперации.

Ключевые словаКанада, разведка, «Пять Глаз», кибероперации, метаданные
Получено03.08.2020
Дата публикации10.11.2020
Кол-во символов42545
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечение безопасности государства и его деятельность на международной арене невозможно представить без участия его разведывательных служб. В этом смысле они давно и прочно стали составной частью государственного аппарата. В то время как американские спецслужбы постоянно находятся на слуху и являются объектом пристального внимания, крайне мало известно о деятельности разведывательных служб Канады. Данная статья призвана в какой-то степени восполнить этот пробел.

2 Немного о терминах. Прежде всего, надо определиться с базовыми терминами: что понимать под разведкой и какие именно организации можно считать разведывательными в Канаде.
3 Дело в том, что в стране не существует единого общепризнанного определения разведки, а само оно может подстраиваться под конкретную ситуацию. В докладе Комитета парламентариев по вопросам национальной безопасности и разведки 2019 г. акцент сделан на «использовании секретных, скрытных, или конфиденциальных, источников или методов работы» [25: 13]. В то же время У. Уарк, один из наиболее известных специалистов, автор соответствующей статьи в Канадской энциклопедии, считает, что разведка – это «сбор информации для усиления безопасности государства» [The Canadian Encyclopedia. 1999: 1173]. Использование для этой цели тайных средств является шпионажем, особым видом разведывательной деятельности. По его словам, «шпионаж лишь малая часть общей разведывательной системы, и это особенно верно в случае с Канадой» [The Canadian Encyclopedia. 1999: 1173].
4 И на официальном, и на экспертном уровнях в Канаде говорят не столько о разведке вообще, сколько о каком-либо конкретном её виде. Тот же Уарк делит всю разведку на два вида: внешнюю (foreign intelligence), которая должна помогать государству осуществлять эффективную дипломатическую, военную и экономическую деятельность на международной арене, и внутреннюю разведку (domestic intelligence), используемую государством для выявления угроз внутри страны и для противодействия иностранным спецслужбам [The Canadian Encyclopedia. 1999: 1173].
5 На официальном уровне была представлена более широкая типология разведывательной деятельности. Выступая на слушаниях в Сенате в конце 2001 г., заместитель секретаря и координатор по вопросам безопасности и разведки Управления Тайного совета (Privy Council Office) Р. Фадден выделил четыре вида канадской разведки: разведка по обеспечению безопасности (security intelligence), то есть то, что Уарк определял как внутреннюю разведку; внешняя разведка; военная разведка (military intelligence) и криминальная разведка (criminal intelligence) [7: 57-58]. Фадден также указал и конкретные канадские спецслужбы, отвечавшие за тот или иной вид разведки. Так, за внутреннюю разведку главную ответственность несла Канадская служба безопасности и разведки (КСБР), за внешнюю разведку – Центр безопасности связи (ЦБС), за военную разведку – структуры Министерства обороны, а за криминальную разведку – Канадская королевская конная полиция (КККП) при поддержке КСБР. Таким образом, Фадден сводил канадское разведывательное сообщество лишь к трём-четырём игрокам.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 679

Оценка читателей: голосов 0

1. A New Plan for a Strong Middle Class. Liberal Party Platform 2015.- 88 p.

2. Anti-Terrorism Act. S.C. 2001. C. 41. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/annualstatutes/2001_41/FullText.html (accessed 17.07.2020)

3. Anti-Terrorism Act, 2015. S.C. 2015. C. 20. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/annualstatutes/2015_20/FullText.html (accessed 21.07.2020)

4. Brewster M. Canadian Military Intelligence Unit Issued Warning About Wuhan Outbreak Back In January. CBC.10.04.2020. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/coronavirus-pandemic-covid-canadian-military-intelligence-wuhan-1.5528381 (accessed 25.07.2020)

5. Building the Resilience against Terrorism: Canada's Counter-Terrorism Strategy. Ottawa. 2013. - 46 p.

6. Campion-Smith B. Liberals Defend Support of Anti-Terror Law. The Toronto Star, 5.02.2015.

7. Canadian Security and Military Preparedness. Report of the Standing Senate Committee on National Security and Defence. February 2002. - 241 p.

8. Communications Security Establishment. Annual Report 2019-2020. Available at: https://www.cse-cst.gc.ca/en/transparency-transparence/reports-rapports/annual-report-rapport-annuel-2019-20/page-6 (accessed 17.07.2020)

9. CSIS Public Report 2007-2008. 2008. Ottawa. - 36 p.

10. CSIS Public Report 2019. 2020. Ottawa - 32 p.

11. Department of National Defence. Performance Report for the Period Ending March 31, 2002. 2002. Ottawa: Canadian Government Publishing, - 99 p.

12. Geist M. Canadian Reaction to Surveillance Debate Muted. The Toronto Star, 24.08.2013.

13. Hurst L. Canada Listens to World as Partner in Spy System. The Toronto Star, 7.03.2004.

14. MacCharles T. We Don't Snoop Canadian, MacKay Insists. The Toronto Star, 11.06.2013.

15. MacCharles T. Security Officials Defend Spy Tactics. The Toronto Star, 4.02.2014.

16. Morris N. The New Spy Games. Maclean's, 2.09.1996, pp. 26-30.

17. Morris N. Inside Canada's Most Secret Agency. Maclean's, 2.09.1996, pp. 32-34.

18. Moses I. CDI: Building a 21st Century Defence Intelligence Capability. The Maple Leaf, 14.02.2007, p. 16.

19. National Security Act, 2017. S.C. 2019. C. 13. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/N-16.56/FullText.html (accessed 23.07.2020).

20. National Security and Intelligence Committee of Parliamentarians Act. S.C. 2017. C. 15. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/N-16.6/FullText.html (accessed 21.07.2020)

21. Our Security, Our Rights: National Security Green Paper. September 2016. Available at: https://www.publicsafety.gc.ca/cnt/rsrcs/pblctns/ntnl-scrt-grn-ppr-2016/index-en.aspx (accessed 21.07.2020)

22. Protecting Canadians and Their Rights: A New Road for Canada's National Security. Report of the Standing Committee on Public Safety and National Security. May 2017. Available at: https://www.ourcommons.ca/Content/Committee/421/SECU/Reports/RP8874869/securp09/securp09-e.pdf (accessed 21.07.2020)

23. Security of Canada Disclosure Sharing Act. Schedule 3. S.C. 2015. C. 20. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/S-6.9/FullText.html (accessed 29.07.2020)

24. Shephard M. Web Snooping Vital, Spy Agency Boss Say. The Toronto Star, 22.10.2005

25. The National Security and Intelligence Committee of Parliamentarians. Annual Report 2018. April 2019. Ottawa. - 121 p.

26. Исраелян Е.В. 2015. Канада и борьба с терроризмом: некоторые аспекты. США и Канада: экономика, политика, культура. № 8. С. 55-67.

27. Комкова Е.Г. 2002. Канада после 11 сентября 2001 г. США и Канада: экономика, политика, культура. № 4. С. 105-120.

28. Семин Н.Л. 2011. Спецслужбы Канады вчера и сегодня. США и Канада: экономика, политика, культура. № 10. С. 118-126.

29. Bill C-59: An Act Respecting National Security Matters. 2020. Ottawa. Library of Parliament. - 57 p.

30. Rudner M. 2001. Canada's Communications Security Establishment from Cold War to Globalization. Intelligence and National Security, No. 1. P. 97-128

31. The Canadian Encyclopedia: Year 2000 Edition. 1999. Toronto: McClelland & Stewart. - 2573 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх