South Caucasian States in the Politics of Turkey and the USA

 
PIIS268667300011805-5-1
DOI10.31857/S268667300011805-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 10
Pages45-59
Abstract

The article analyzes the policies both of Turkey and the United States in the South Caucasus. The range of interests of Ankara as well as Washington in the countries of the region that are of particular strategic significance to the both countries is revealed. Both countries are mainly preoccupied with the problem related to the implementation of the largest energy and transport projects for transporting the Caspian energy resources via alternative routes bypassing Russia, capable of supplying the Caspian energy resources to European markets in order to increase European energy security.

Also, global energy projects related to the Black Sea region are currently becoming of great importance, aimed at strengthening cooperation in the context of enhancing security there. The cooperation is carried out within the framework of naval exercises in which, apart from the key participants, which are Turkey, Azerbaijan and Georgia, NATO countries besides Turkey also participate. Apart from this the engagement between Turkey and the United States in the region deals with developing trade, economic, transport and communication relations with Azerbaijan and Georgia: at present, the importance of Turkish and American investments in the economy of these countries is of tremendous importance.

he key problem on the way of further development of the South Caucasus is the settlement of the ethnoterritorial conflicts existing there, which is a necessary condition for ensuring the security of the Caspian’s energy transportation routes and regional stability. In this regard, both Turkey and the United States are trying to make every effort to resolve this issue. At the same time this largely coincides with the interests of the countries of this region themselves. Only the settlement of this problem would contribute to strengthening the security of the Caspian’s energy transportation routes, as well as projecting stability of the region.

KeywordsU.S. policy, Turkey’s foreign policy priorities, Washington, South Caucasus
Received24.04.2020
Publication date07.10.2020
Number of characters32445
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Как Турция, ключевой региональный игрок в Закавказье, так и США, важнейшая внерегиональная держава, имеют здесь свои интересы. Сфера интересов Турции и США в отношении стран Закавказья распространяется на развитие в области энергетического сотрудничества и проблему урегулирование сложнейших этно-территориальных конфликтов в регионе.

2

РОЛЬ ТУРЦИИ И США В ЗАКАВКАЗЬЕ

   

Одним из самых влиятельных игроков в регионе Закавказья является Турция. Вступление Реджепа Тайипа Эрдогана, лидера Партии справедливости и развития, на пост премьер-министра Турции в марте 2003 г. в значительной степени упрочило позиции этой страны. Это объясняется, в первую очередь, выдвинутым им проектом, в соответствии с которым Турция была призвана играть решающую роль в развитии в основном экономических связей со странами региона, необходимых для активизации более эффективного сотрудничества с ними. Всё это, на взгляд вновь избранного на тот момент турецкого лидера, могло дать новый импульс Анкаре для дальнейшего расширения её энергетических и транспортных возможностей, чтобы превратить Турцию в своего рода мост, соединяющий Европу с Азией.

3 Заявленный Р.Т. Эрдоганом проект должен был способствовать и развитию регионализации, поэтому с самого начала огромное значение Анкара стала отводить также инвестициям политического капитала в близлежащие регионы. Это в полной мере отвечало магистральным задачам политики Турции, нацеленной на превращение её в одну из ключевых стран на мировой политической арене, и обеспечивало ей преобладающее положение во всех важнейших сферах современной политики.
4 Не в последнюю очередь такие амбиции Анкары объяснялись и мощным экономическим ростом, наблюдавшимся здесь за последние десятилетия, что в целом способствовало радикальному пересмотру внешнеполитических приоритетов страны. Это в значительной степени сказалось и на повышении субъектности Турции, что позволило ей заявить о себе как о ведущей стране в Евразии.
5 Главным фокусом внешней политики Анкары становится соседствующий с ней Большой Ближний Восток, куда входят Закавказье и Центральная Азия, – регионы, с которыми Турция начинает по-новому выстраивать свои отношения. В результате этого Анкара взяла курс на некоторое дистанцирование от Вашингтона, приступив к ситуационному подходу по конкретным вопросам.
6 Страны Закавказья интересуют и Соединённые Штаты – главного внерегионального игрока в регионе, с учётом его значительных энергетических ресурсов, а также возможностей их транспортировки по маршрутам, идущим в обход России. Это, на взгляд вашингтонских стратегов, должно было способствовать укреплению евробезопасности. Интерес Вашингтона к Закавказью был продиктован и его стремлением противодействовать двум другим мощнейшим игрокам в регионе – Тегерану и Москве. Если интерес США к Грузии главным образом объясняется её важной военно-политической и логистической составляющей, то интерес в отношении такого светского государства, как Азербайджан сводится, в основном, к его выгодному положению, которое он занимает на «великой шахматной доске». Азербайджан граничит с исламским государством Иран, что усиливает его значимость для США в связи с иранской проблемой, являющейся одной из центральных во внешнеполитической повестке Вашингтона.

Number of purchasers: 0, views: 686

Readers community rating: votes 0

1. Zanotti J. Turkey – U.S. Defense Cooperation: Prospects and Challenges. Congressional Research Service, CRS Report for Congress, 08.04.2011. Available at: https://fas.org/sgp/crs/mideast/R41761.pdf (accessed 23.03.2018).

2. Ehrdogan: Ankara ne namerena otkazyvat'sya ot chlenstva v NATO. Kommersant'. 31.08.2019. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4079452?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (accessed 09.09.2019).

3. Southern Gas Corridor. Available at: https://www.sgc.az/en (accessed 19.03.2020).

4. Baku-Tbilisi-Erzurum Gas Pipeline. SOCAR. Available at: http://www.socar.az/socar/en/activities/transportation/baku-tbilisi-erzurum-gas-pipeline (accessed 07.03.2020).

5. Trans Anatolian Natural Gas Pipeline Project. Available at: https://www.tanap.com/tanap-project/why-tanap/ (accessed 09.04.2020).

6. Trans Adriatic Pipeline. Available at: https://www.tap-ag.com/ (accessed 14.03.2020).

7. TAP Introduces First Natural Gas into the Greek Section of the Pipeline as part of its Testing Phase. Available at: https://www.tap-ag.com/news-and-events/2019/11/26/tap-introduces-first-natural-gas-into-the-greek-section-of-the-pipeline-as-part-of-its-testing-phase (accessed 23.01.2020).

8. Baku-Tbilisi-Ceyhan (BTC) Main Export Oil Pipeline. SOCAR. Available at: http://www.soccar.az/socar/en/activities/transportation/baku-tbilisi-ceyhan-btc-main-export-oil-pipeline/ (accessed 23.01.2020).

9. Zheleznuyu dorogu Baku – Tbilisi – Kars prodlyat, obojdya Armeniyu s yugo-zapada. Tsentr transportnykh strategij. Available at: https://cfts.org.ua/news/2019/08/29/zheleznuyu_dorogu_baku_tbilisi_kars_prodlyat_oboydya_armeniyu_s_yugo_zapada_54955 (accessed 09.02.2020).

10. Konventsiya o pravovom statuse Kaspijskogo morya. Prezident Rossii. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5328 (accessed 17.08.2020).

11. Matthew Bryza about Anaklia deep-sea port: I think it will have an enormous impact on Georgia’s NATO perspective. Interpressnews. 21.08.2019. Available at: https://www.interpressnews.ge/en/article/103533-matthew-bryza-about-anaklia-deep-sea-port-i-think-it-will-have-an-enormous-impact-on-georgias-nato-perspective/ (accessed 09.09.2019).

12. Retracing the Caucasian Circle Considerations and Constraints for U.S., EU, and Turkish Engagement in the South Caucasus. Fiona Hill, Kemal Kirişci, Andrew Moffatt. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/south_caucasus.pdf (accessed 17.07.2019).

13. Jos Boonstra. The South Caucasus Concert: Each Playing Its Own Tune – Analysis. Eurasia Review news and analysis. 13.10.2015. Available at: https://www.eurasiareview.com/13102015-the-south-caucasus-concert-each-playing-its-own-tune12-analysis/ (accessed 23.03.2020).

14. Turtsiya vystupaet za vstuplenie Gruzii v sostav NATO – Chavushoglu. I.A. REGNUM. 23.01.2020. Available at: https://regnum.ru/news/2837874.html (accessed 03.02.2020).

15. Azerbajdzhan stal polnopravnym chlenom «Dvizheniya neprisoedineniya». Kavkazskij Uzel. 25.05.2011. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/186078/ (accessed 07.04.2020).

16. Dogovor o strategicheskom partnyorstve i vzaimnoj pomoschi mezhdu Azerbajdzhanom i Turtsiej. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/173039/ (accessed 07.03.2020).

17. SShA khotyat dat' Armenii instrumentarij «dlya prinyatiya suverennykh reshenij». EurAsia Daily. 26.08.2017. Available at: https://eadaily.com/ru/news/2017/08/26/ssha-hotyat-dat-armenii-instrumentariydlya-prinyatiya-suverennyh-resheniy// (accessed 19.04.2019).

18. V Tsyurikhe podpisany dokumenty o normalizatsii otnoshenij mezhdu Armeniej i Turtsiej. Kavkazskij Uzel. 10.10.2009. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/160508/ (accessed 27.03.2020).

19. Richard Millz. Uregulirovanie karabakhskogo konflikta potrebuet vozvrascheniya chasti «okkupirovannykh territorij». Versia.Am. 17.10.2018. Available at: http://www.versia.am/richard-millz-uregulirovanie-karabaxskogo-konfliktapotrebuet-vozvrashheniya-chasti-okkupirovannyx-territorij/ (accessed 15.09.2019).

20. H.Res.573 – Calling on the President to work toward equitable, constructive, stable, and durable Armenian-Turkish relations based upon the two countries' common interests and the United States' significant security interests in the region. Available at: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-resolution/573/text (accessed 27.01.2018).

21. H.Res.190 – Expressing the sense of the House of Representatives supporting visits and communication between the United States and the Republic of Artsakh. Available at: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-resolution/190?s=1&r=23 (accessed 05.07.2019).

22. Gegelashvili N.A., Modnikova I.V. 2016. Turtsiya kak vozmozhnyj provodnik interesov Zapada v Zakavkaz'e. Rossiya i Amerika v XXI veke. № 2. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=26626315

23. Gegelashvili N. A. Politika administratsij B. Obamy i D. Trampa na Yuzhnom Kavkaze: sravnitel'nyj analiz // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. Spetsvypusk. Dostup dlya zaregistrirovannykh pol'zovatelej. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005280-5-1/ DOI: 10.18254/S207054760005280-5 (accessed 17.03.2020).

Система Orphus

Loading...
Up