Страны Закавказья в политике Турции и США

 
Код статьиS268667300011805-5-1
DOI10.31857/S268667300011805-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 10
Страницы45-59
Аннотация

В статье анализируется политика Турции и США в Закавказье. Выявлен спектр интересов Анкары и Вашингтона к странам региона, представляющим особое стратегическое значение для Турции и США. Приоритеты обеих стран продолжают оставаться прежними – они, главным образом, связаны с реализацией крупнейших энергетических и транспортных проектов для транзита энергоресурсов Каспия по альтернативным маршрутам в обход России, способным обеспечить поставку энергоресурсов Каспия на европейские рынки, чтобы повысить энергетическую безопасность Европы.

Особое значение приобретают здесь и глобальные энергетические проекты, касающиеся всего Черноморского региона, направленные на укрепление сотрудничества в контексте безопасности в регионе, значение которого трудно переоценить. Оно осуществляется и в рамках проведения военно-морских учений, где кроме региональных игроков, которыми являются Турция, Азербайджан и Грузия, принимают участие и другие, помимо Турции, страны НАТО.

Вашингтон совместно с Анкарой активно реализует длинный перечень проектов в регионе, предусматривающих расширение торгово-экономических и транспортно-коммуникационных связей как с Азербайджаном, так и с Грузией: в настоящее время турецкие и американские инвестиции в экономику этих стран имеют колоссальное значение.

Ключевой проблемой на пути дальнейшего развития региона Закавказья является наличие здесь этно-территориальных конфликтов, без урегулирования которых безопасность маршрутов транспортировки энергоресурсов Каспия представляется крайне проблематичной, что сказывается и на обеспечении региональной стабильности. В этой связи и Турция, и США прилагают усилия для решения данной проблемы, что в значительной мере совпадает и с интересами самих стран региона. Именно решение этой проблемы будет способствовать повышению безопасности маршрутов транспортировки энергоресурсов Каспия, а также стабильности Закавказья.

Ключевые словаполитика США, внешнеполитические приоритеты Турции, Вашингтон, Закавказье
Получено24.04.2020
Дата публикации07.10.2020
Кол-во символов32445
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Как Турция, ключевой региональный игрок в Закавказье, так и США, важнейшая внерегиональная держава, имеют здесь свои интересы. Сфера интересов Турции и США в отношении стран Закавказья распространяется на развитие в области энергетического сотрудничества и проблему урегулирование сложнейших этно-территориальных конфликтов в регионе.

2

РОЛЬ ТУРЦИИ И США В ЗАКАВКАЗЬЕ

   

Одним из самых влиятельных игроков в регионе Закавказья является Турция. Вступление Реджепа Тайипа Эрдогана, лидера Партии справедливости и развития, на пост премьер-министра Турции в марте 2003 г. в значительной степени упрочило позиции этой страны. Это объясняется, в первую очередь, выдвинутым им проектом, в соответствии с которым Турция была призвана играть решающую роль в развитии в основном экономических связей со странами региона, необходимых для активизации более эффективного сотрудничества с ними. Всё это, на взгляд вновь избранного на тот момент турецкого лидера, могло дать новый импульс Анкаре для дальнейшего расширения её энергетических и транспортных возможностей, чтобы превратить Турцию в своего рода мост, соединяющий Европу с Азией.

3 Заявленный Р.Т. Эрдоганом проект должен был способствовать и развитию регионализации, поэтому с самого начала огромное значение Анкара стала отводить также инвестициям политического капитала в близлежащие регионы. Это в полной мере отвечало магистральным задачам политики Турции, нацеленной на превращение её в одну из ключевых стран на мировой политической арене, и обеспечивало ей преобладающее положение во всех важнейших сферах современной политики.
4 Не в последнюю очередь такие амбиции Анкары объяснялись и мощным экономическим ростом, наблюдавшимся здесь за последние десятилетия, что в целом способствовало радикальному пересмотру внешнеполитических приоритетов страны. Это в значительной степени сказалось и на повышении субъектности Турции, что позволило ей заявить о себе как о ведущей стране в Евразии.
5 Главным фокусом внешней политики Анкары становится соседствующий с ней Большой Ближний Восток, куда входят Закавказье и Центральная Азия, – регионы, с которыми Турция начинает по-новому выстраивать свои отношения. В результате этого Анкара взяла курс на некоторое дистанцирование от Вашингтона, приступив к ситуационному подходу по конкретным вопросам.
6 Страны Закавказья интересуют и Соединённые Штаты – главного внерегионального игрока в регионе, с учётом его значительных энергетических ресурсов, а также возможностей их транспортировки по маршрутам, идущим в обход России. Это, на взгляд вашингтонских стратегов, должно было способствовать укреплению евробезопасности. Интерес Вашингтона к Закавказью был продиктован и его стремлением противодействовать двум другим мощнейшим игрокам в регионе – Тегерану и Москве. Если интерес США к Грузии главным образом объясняется её важной военно-политической и логистической составляющей, то интерес в отношении такого светского государства, как Азербайджан сводится, в основном, к его выгодному положению, которое он занимает на «великой шахматной доске». Азербайджан граничит с исламским государством Иран, что усиливает его значимость для США в связи с иранской проблемой, являющейся одной из центральных во внешнеполитической повестке Вашингтона.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 688

Оценка читателей: голосов 0

1. Zanotti J. Turkey – U.S. Defense Cooperation: Prospects and Challenges. Congressional Research Service, CRS Report for Congress, 08.04.2011. Available at: https://fas.org/sgp/crs/mideast/R41761.pdf (accessed 23.03.2018).

2. Эрдоган: Анкара не намерена отказываться от членства в НАТО. Коммерсантъ. 31.08.2019. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4079452?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (accessed 09.09.2019).

3. Southern Gas Corridor. Available at: https://www.sgc.az/en (accessed 19.03.2020).

4. Baku-Tbilisi-Erzurum Gas Pipeline. SOCAR. Available at: http://www.socar.az/socar/en/activities/transportation/baku-tbilisi-erzurum-gas-pipeline (accessed 07.03.2020).

5. Trans Anatolian Natural Gas Pipeline Project. Available at: https://www.tanap.com/tanap-project/why-tanap/ (accessed 09.04.2020).

6. Trans Adriatic Pipeline. Available at: https://www.tap-ag.com/ (accessed 14.03.2020).

7. TAP Introduces First Natural Gas into the Greek Section of the Pipeline as part of its Testing Phase. Available at: https://www.tap-ag.com/news-and-events/2019/11/26/tap-introduces-first-natural-gas-into-the-greek-section-of-the-pipeline-as-part-of-its-testing-phase (accessed 23.01.2020).

8. Baku-Tbilisi-Ceyhan (BTC) Main Export Oil Pipeline. SOCAR. Available at: http://www.soccar.az/socar/en/activities/transportation/baku-tbilisi-ceyhan-btc-main-export-oil-pipeline/ (accessed 23.01.2020).

9. Железную дорогу Баку – Тбилиси – Карс продлят, обойдя Армению с юго-запада. Центр транспортных стратегий. Available at: https://cfts.org.ua/news/2019/08/29/zheleznuyu_dorogu_baku_tbilisi_kars_prodlyat_oboydya_armeniyu_s_yugo_zapada_54955 (accessed 09.02.2020).

10. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Президент России. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5328 (accessed 17.08.2020).

11. Matthew Bryza about Anaklia deep-sea port: I think it will have an enormous impact on Georgia’s NATO perspective. Interpressnews. 21.08.2019. Available at: https://www.interpressnews.ge/en/article/103533-matthew-bryza-about-anaklia-deep-sea-port-i-think-it-will-have-an-enormous-impact-on-georgias-nato-perspective/ (accessed 09.09.2019).

12. Retracing the Caucasian Circle Considerations and Constraints for U.S., EU, and Turkish Engagement in the South Caucasus. Fiona Hill, Kemal Kirişci, Andrew Moffatt. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/south_caucasus.pdf (accessed 17.07.2019).

13. Jos Boonstra. The South Caucasus Concert: Each Playing Its Own Tune – Analysis. Eurasia Review news and analysis. 13.10.2015. Available at: https://www.eurasiareview.com/13102015-the-south-caucasus-concert-each-playing-its-own-tune12-analysis/ (accessed 23.03.2020).

14. Турция выступает за вступление Грузии в состав НАТО – Чавушоглу. И.А. REGNUM. 23.01.2020. Available at: https://regnum.ru/news/2837874.html (accessed 03.02.2020).

15. Азербайджан стал полноправным членом «Движения неприсоединения». Кавказский Узел. 25.05.2011. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/186078/ (accessed 07.04.2020).

16. Договор о стратегическом партнёрстве и взаимной помощи между Азербайджаном и Турцией. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/173039/ (accessed 07.03.2020).

17. США хотят дать Армении инструментарий «для принятия суверенных решений». EurAsia Daily. 26.08.2017. Available at: https://eadaily.com/ru/news/2017/08/26/ssha-hotyat-dat-armenii-instrumentariydlya-prinyatiya-suverennyh-resheniy// (accessed 19.04.2019).

18. В Цюрихе подписаны документы о нормализации отношений между Арменией и Турцией. Кавказский Узел. 10.10.2009. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/160508/ (accessed 27.03.2020).

19. Ричард Миллз. Урегулирование карабахского конфликта потребует возвращения части «оккупированных территорий». Versia.Am. 17.10.2018. Available at: http://www.versia.am/richard-millz-uregulirovanie-karabaxskogo-konfliktapotrebuet-vozvrashheniya-chasti-okkupirovannyx-territorij/ (accessed 15.09.2019).

20. H.Res.573 – Calling on the President to work toward equitable, constructive, stable, and durable Armenian-Turkish relations based upon the two countries' common interests and the United States' significant security interests in the region. Available at: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-resolution/573/text (accessed 27.01.2018).

21. H.Res.190 – Expressing the sense of the House of Representatives supporting visits and communication between the United States and the Republic of Artsakh. Available at: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-resolution/190?s=1&r=23 (accessed 05.07.2019).

22. Гегелашвили Н.А., Модникова И.В. 2016. Турция как возможный проводник интересов Запада в Закавказье. Россия и Америка в XXI веке. № 2. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=26626315

23. Гегелашвили Н. А. Политика администраций Б. Обамы и Д. Трампа на Южном Кавказе: сравнительный анализ // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Спецвыпуск. Доступ для зарегистрированных пользователей. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005280-5-1/ DOI: 10.18254/S207054760005280-5 (accessed 17.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх