U.S. Рolicy towards Mongolia within the Context of Mongolia’s “third neighbor” concept

 
PIIS268667300010964-0-1
DOI10.31857/S268667300010964-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State Institute of International Relations (University)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 9
Pages44-57
Abstract

This article studies the relations between Mongolia and the United States of America, one of its key partners in accordance with the current “third neighbor” foreign policy concept, in the modern era. The author sought to determine what goals do the United States pursue while developing cooperation with Mongolia, for what reason have the ties with the United States become so important for the Mongolians in the post-bipolar period, and what are the main spheres in which the relations between the two countries are developing. A study of US-Mongolian relations after 1990 reveals how the US policy in the Mongolian direction has changed over the years and what are the prospects for interaction between the United States and Mongolia.

KeywordsUnited States, Mongolia, the “third neighbor” concept, Mongolian-American relations, partner-ship, democracy, reforms
Received08.06.2020
Publication date01.09.2020
Number of characters33006
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

  

Вопрос поиска нового места в мировой системе международных отношений, вставший перед бывшими союзниками СССР после его распада в начале 1990-х и вызвавший активизацию процессов такого поиска в ориентировавшихся на Советский Союз социалистических странах, был особенно актуален для Монголии. В этой стране, где мирная «демократическая революция» произошла в 1990 г., вскоре начался тяжелейший экономический кризис, который был вызван прекращением масштабной советской экономической помощи и разрывом многолетних торгово-экономических связей с северным соседом при одновременной необходимости политических реформ и перехода к рыночной экономике [Rossabi Morris. 2005: 398]. Географическое расположение Монголии между Россией и Китаем, образ которого среди монголов до сих пор омрачён памятью о более чем 200-летнем владычестве империи Цин, сделало выработку нового курса внешней политики страны серьёзным вызовом для монгольской политической элиты. Ответом на него стала так называемая концепция «третьего соседа».

2 Самим термином «третий сосед» Монголия обязана именно Соединённым Штатам. В августе 1990 г. государственный секретарь Дж. Бейкер находился в Монголии с визитом, призванным продемонстрировать поддержку только что прошедшей «демократической революции» и первым свободным парламентским выборам в этой стране. На встрече с монгольским руководством американский дипломат назвал США «третьим соседом» Монголии, давая тем самым понять, что Улан-Батор может рассчитывать на помощь Вашингтона при проведении демократических реформ и становлении рыночной экономики. В США слова Бейкера вскоре забылись, но монгольская политическая элита, как раз находившаяся в поиске основы для обновлённого внешнеполитического курса страны, подхватила его идею. Вскоре термин «третий сосед» был закреплён в официальных документах Улан-Батора - Концепции внешней политики [1] и Концепции национальной безопасности Монголии [2]. В конце 1990-х – начале 2000-х годов. этот факт, а также переоценка Вашингтоном национальных стратегических интересов после терактов в США 11 сентября 2001 г. и объявления войны против терроризма способствовали тому, что и американцы стали использовать понятие «третий сосед» в официальных документах и научных работах по американо-монгольским связям.
3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ СТОРОН, ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

 

Идея «третьего соседа» Монголии подразумевает развитие связей с государствами, не граничащими с ней, что позволяет уравновесить влияние ближайших соседей – России и Китая – и уменьшить риски, связанные с чрезмерной зависимостью от одной из этих держав. Монгольские исследователи отмечают, что их страна имеет исторический опыт подчинения каждому из непосредственных соседей. Соответственно, политика «третьего соседа» для Монголии связана как с обеспечением политической, экономической и культурной самостоятельности, так и с вопросами безопасности и защиты от внешних военных угроз, а также с сохранением идей и ценностей, возобладавших в политической жизни страны после «демократической революции» 1990 года [Hey Jeanne A.K. 2003: 230].

Number of purchasers: 0, views: 818

Readers community rating: votes 0

1. Baasansurehn B. Mongoliya v tiskakh ee sosedej / B.Baasansurehn – Saarbrücken, Deutschland: Lambert Academic Publishing, 2014. 174 s. (na russ.).

2. Bazarvaan' G. «Guravdagch khorsh»-ijn bodlogoo orgozhuul'e [Rasshirenie politiki «Tret'ego soseda»]. / G.Bazarvaan' Strategijn sudalgaa. The Mongolian journal of strategic studies. – 03.2013. – No.3. S. 16-20 (na mong.).

3. Gol'man M.I. Sovremennaya Mongoliya v otsenkakh zapadnykh avtorov. Moskva: IV RAN, 2009. 192 s. (na russ.).

4. Zakariya F. Buduschee svobody: neliberal'naya demokratiya v SShA i za ikh predelami. Moskva: Ladomir, 2004. 384 s. (na russ.).

5. Addleton Jonathan S. Mongolia and the United States: A Diplomatic History / Jonathan S. Addleton // ADST-DACOR Diplomats and Diplomacy Series. Hong Kong: Hong Kong University Press. 2013.

6. Bold R. The Security of Small State: Option for Mongolia / R. Bold. Ulaanbaatar: Institute for Strategic Studies, 2000.

7. Dierkes Julian B. Change in Democratic Mongolia: Social Relations, Health, Mobile Pastoralism, and Mining / Julian B. Dierkes. Leiden: Brill, 2012. 332 p.

8. Rossabi Morris. Modern Mongolia: From Khans to Commissars to Capitalists / Berkeley: University of California Press, 2005, 398 p.

9. Small States in World Politics: Explaining Foreign Policy Behavior. Ed. by Jeanne A. K. Hey. Boulder, CO: Lynne Rienner Publishers, 2003. 230 p.

10. Soni Sharad K. The Geopolitical Dilemma of Small States in External Relations Mongolia’s Trust with “Immediate” and “Third” Neighbours. Ulaanbaatar: The Mongolian Journal of International Affairs, 2018, Vol. 20, p. 27-44.

11. Zakaria Fareed. The Future of Freedom: Illiberal Democracy at Home and Abroad W.W. Norton and Company, 2003. 295 p.

Система Orphus

Loading...
Up