Американо-монгольские отношения в контексте концепции «третьего соседа»

 
Код статьиS268667300010964-0-1
DOI10.31857/S268667300010964-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 9
Страницы44-57
Аннотация

Данная статья посвящена исследованию взаимоотношений Монголии с Соединёнными Штатами Америки, входящими на современном этапе в число её ключевых партнёров в соответствии с действующей в стране внешнеполитической концепцией «третьего соседа». Автор стремился определить, какие цели преследуют США при развитии сотрудничества с Монголией, по какой причине в постбиполярный период именно связи с США приобрели столь большое значение для Улан-Батора и по каким основным направлениям развиваются отношения двух стран. Изучение американо-монгольских отношений после 1990 г. позволяет выявить, как менялась с годами политика США на монгольском направлении и каковы перспективы их взаимодействия с Монголией.

Ключевые словаСоединённые Штаты, Монголия, концепция «третьего соседа», американо-монгольские отношения, партнёрство, демократия, реформы
Получено08.06.2020
Дата публикации01.09.2020
Кол-во символов33006
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

  

Вопрос поиска нового места в мировой системе международных отношений, вставший перед бывшими союзниками СССР после его распада в начале 1990-х и вызвавший активизацию процессов такого поиска в ориентировавшихся на Советский Союз социалистических странах, был особенно актуален для Монголии. В этой стране, где мирная «демократическая революция» произошла в 1990 г., вскоре начался тяжелейший экономический кризис, который был вызван прекращением масштабной советской экономической помощи и разрывом многолетних торгово-экономических связей с северным соседом при одновременной необходимости политических реформ и перехода к рыночной экономике [Rossabi Morris. 2005: 398]. Географическое расположение Монголии между Россией и Китаем, образ которого среди монголов до сих пор омрачён памятью о более чем 200-летнем владычестве империи Цин, сделало выработку нового курса внешней политики страны серьёзным вызовом для монгольской политической элиты. Ответом на него стала так называемая концепция «третьего соседа».

2 Самим термином «третий сосед» Монголия обязана именно Соединённым Штатам. В августе 1990 г. государственный секретарь Дж. Бейкер находился в Монголии с визитом, призванным продемонстрировать поддержку только что прошедшей «демократической революции» и первым свободным парламентским выборам в этой стране. На встрече с монгольским руководством американский дипломат назвал США «третьим соседом» Монголии, давая тем самым понять, что Улан-Батор может рассчитывать на помощь Вашингтона при проведении демократических реформ и становлении рыночной экономики. В США слова Бейкера вскоре забылись, но монгольская политическая элита, как раз находившаяся в поиске основы для обновлённого внешнеполитического курса страны, подхватила его идею. Вскоре термин «третий сосед» был закреплён в официальных документах Улан-Батора - Концепции внешней политики [1] и Концепции национальной безопасности Монголии [2]. В конце 1990-х – начале 2000-х годов. этот факт, а также переоценка Вашингтоном национальных стратегических интересов после терактов в США 11 сентября 2001 г. и объявления войны против терроризма способствовали тому, что и американцы стали использовать понятие «третий сосед» в официальных документах и научных работах по американо-монгольским связям.
3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ СТОРОН, ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

 

Идея «третьего соседа» Монголии подразумевает развитие связей с государствами, не граничащими с ней, что позволяет уравновесить влияние ближайших соседей – России и Китая – и уменьшить риски, связанные с чрезмерной зависимостью от одной из этих держав. Монгольские исследователи отмечают, что их страна имеет исторический опыт подчинения каждому из непосредственных соседей. Соответственно, политика «третьего соседа» для Монголии связана как с обеспечением политической, экономической и культурной самостоятельности, так и с вопросами безопасности и защиты от внешних военных угроз, а также с сохранением идей и ценностей, возобладавших в политической жизни страны после «демократической революции» 1990 года [Hey Jeanne A.K. 2003: 230].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 833

Оценка читателей: голосов 0

1. Баасансурэн Б. Монголия в тисках ее соседей / Б.Баасансурэн – Saarbrücken, Deutschland: Lambert Academic Publishing, 2014. 174 с. (на русс.).

2. Базарваань Г. «Гуравдагч хорш»-ийн бодлогоо оргожуулье [Расширение политики «Третьего соседа»]. / Г.Базарваань Стратегийн судалгаа. The Mongolian journal of strategic studies. – 03.2013. – No.3. С. 16-20 (на монг.).

3. Гольман М.И. Современная Монголия в оценках западных авторов. Москва: ИВ РАН, 2009. 192 с. (на русс.).

4. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. Москва: Ладомир, 2004. 384 с. (на русс.).

5. Addleton Jonathan S. Mongolia and the United States: A Diplomatic History / Jonathan S. Addleton // ADST-DACOR Diplomats and Diplomacy Series. Hong Kong: Hong Kong University Press. 2013.

6. Bold R. The Security of Small State: Option for Mongolia / R. Bold. Ulaanbaatar: Institute for Strategic Studies, 2000.

7. Dierkes Julian B. Change in Democratic Mongolia: Social Relations, Health, Mobile Pastoralism, and Mining / Julian B. Dierkes. Leiden: Brill, 2012. 332 p.

8. Rossabi Morris. Modern Mongolia: From Khans to Commissars to Capitalists / Berkeley: University of California Press, 2005, 398 p.

9. Small States in World Politics: Explaining Foreign Policy Behavior. Еd. by Jeanne A. K. Hey. Boulder, CO: Lynne Rienner Publishers, 2003. 230 p.

10. Soni Sharad K. The Geopolitical Dilemma of Small States in External Relations Mongolia’s Trust with “Immediate” and “Third” Neighbours. Ulaanbaatar: The Mongolian Journal of International Affairs, 2018, Vol. 20, p. 27-44.

11. Zakaria Fareed. The Future of Freedom: Illiberal Democracy at Home and Abroad W.W. Norton and Company, 2003. 295 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх