Манифест вновь нарождающейся философии

 
Код статьиS004287440001348-7-1
DOI10.31857/S004287440001348-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы5-12
Аннотация

«Манифест вновь нарождающейся философии» Джонардона Ганери призывает к осознанию того, что западная философия – лишь одна из философских традиций. Чтобы стать философией в полном смысле этого понятия, в нее должны быть включены философии, существующие за пределами западного мира, то есть ей предстоит «вновь народиться». Именно эту цель преследует межкультурный метод философствования. Вот почему допустимо назвать «Манифест вновь нарождающейся философии» «Манифестом межкультурной философии». Европейские философы эпохи колониализма подвергаются в «Манифесте» критике за ложное утверждение о нейтральности их рациональности. История западной эпистемологии признает себя в качестве единственно существующей, а потому только Запад имеет философию, остальной же мир обладает «культурой» или в лучшем случае – «мудростью». Утверждение о нейтральности рациональности должно быть разоблачено как обман, как вопиющая эпистемологическая несправедливость. «Манифест» возвещает о вступлении в век вновь нарождающейся философии, характеризуемый тем, что философия любого региона мира находит новые автономные и аутентичные формы артикуляции; философский мир возвращается к плюральной и дифференцированной сети продуктивных центров; в новую эпоху любая философская идентичность – динамичный гибрид, сплетающий воедино разные географические пространства и эпохи. «Манифест» – продукт постколониальной эпохи, к основным характеристикам которой относится движение за освобождение от интеллектуальной зависимости посредством применения межкультурного метода философствования.

Ключевые словамежкультурная философия, компаративистика, рациональность, эпистемология, логика, ньяя, джайнская философия, интеллектуальное рабство, постколониализм
Получено16.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов23315
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В продолжение знакомства отечественного читателя с межкультурной философией на страницах журнала «Вопросы философии» [Степанянц 2015; Степанянц 2016; Степанянц 2017] на этот раз представляется «Манифест вновь нарождающейся философии», сформулированный одним из ведущих приверженцев нового направления Джонардоном Ганери. 

2

Профессор философии Нью-Йоркского Университета в Абу-Даби, который вместе с университетом в Нью-Йорке, а также его филиалом в Шанхае, составляет Глобальный сетевой университет Нью-Йоркского университета (NYU's Global Network University), Ганери – уроженец Индии (наполовину парс, наполовину англичанин), получивший магистерскую степень по математике в Кембридже, а докторскую по философии – в Оксфорде. Его научным руководителем был выдающийся индийский философ Бимал Кришна Матилал (1935–1991), в работах которого индийская философская традиция представлена как комплексная логическая система, включающая в себя большинство вопросов, интересующих западную философию. С 1977 г. до конца жизни Матилал преподавал в Оксфорде, где занимал именную профессорскую ставку, которую в прошлом имел всемирно известный философ Сарвепалли Радхакришнан. К числу наставников Ганери относятся также профессор Университета Беркли Джон Кембелл, профессор Техасского университета Марк Сейнсбери, профессор Нью-Йоркского университета Христофер Пикок. 

3

Круг интересов и занятий Д. Ганери обширен: от логики и эпистемологии до философии языка, интеллектуального сходства Индии, Греции и Китая. В 2015 г. ему была присвоена одна из самых престижных премий индийского «Научного фонда Инфосис», а в 2016 г. его признали одним из «50 Открытых умов» Индии (India's “50 Open Minds”). Он является также членом Британской Академии. Страстный поборник межкультурной философии, Ганери выступил с «Манифестом» в ее поддержку. Текст был написан для симпозиума на тему «Является ли в сравнительной философии разум нейтральным средством?», организованного журналом “Confluence. Journal of World Philosophies” [Ganery 2016а , 134–143].

4

Название «Манифеста» поддается переводу с большим трудом. Что имеется в виду под словосочетанием «Re:emergent Philosophy»? Известно, что понятие «эмерджентность» происходит от английского emergent – «возникающий», «появляющийся». В теории систем он используется для обозначения несводимости свойств системы к сумме свойств её компонентов. В эволюционистике эмерджентность указывает на возникновение новых функциональных единиц системы, которые не сводятся к простым перестановкам уже имевшихся элементов. В биологии и экологии понятие эмерджентности принято выражать так: одно дерево – не лес, скопление отдельных клеток – не организм. Последний пример может стать наилучшей подсказкой к пониманию того, что имеет в виду Ганери, используя для «Манифеста» re:emergent в качестве определения к слову «философия». Он напоминает нам, философия должна включить в себя традиции философий, существующих за пределами западного мира, а значит, «вновь возникнуть», «вновь народиться». Именно эту цель преследует межкультурный метод философствования. Вот почему допустимо вместо буквального перевода «Манифест вновь нарождающейся философии», назвать его «Манифестом межкультурной философии».

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1602

Оценка читателей: голосов 0

1. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья 2001 – Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, пер. с санскрита и комментарий В.К. Шохина. М.: Восточная литература РАН, 2001.

2. Саид 2006 – Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб: Русский Мир. 2006.

3. Умасвати 2005 – Умасвати. Таттвартха-адхигама-сутра (Сутра постижения категорий реальности) // Железнова Н.A. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М.: Восточная литература, 2005.

4. Степанянц 2015 – Степанянц М.Т. Oт европоцентризма к межкультурной философии // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 142–154.

5. Степанянц 2016 – Степанянц М.Т. Цены и ценности в эпоху глобализации // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 43–50.

6. Степанянц 2017 – Степанянц М.Т. Предпосылки к развитию межкультурной философии (опыт Индии) // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 20–29.

7. Boghossian, Paul (2016) “Is Comparative Philosophy Based Upon a Mistake?”, Confluence. Journal of World Philosophies, Vol. 4, pp. 149–153.

8. Chakrabarti, Arindam, Weber, Ralph, eds. (2016) Comparative Philosophy without Borders, Bloomsbury, London.

9. Ganery, Jonardon (2016а) “A Manifesto for Re:emergent Philosophy”, Confluence. Journal of World Philosophies, Vol. 4, pp. 134–143.

10. Ganery, Jonardon (2016б) “Reflections on Re:emergent Philosophy”, Confluence. Journal of World Philosophies, Vol. 4, pp. 164–186.

11. Kirloskar-Steinbach, Monlka, Ramana Geeta, Maffie, James (2014) “Introducing Confluence: A Thematic Essay”, Confluence. Journal of World Philosophies, Vol. 1, pp. 7–66.

12. Manjapra, Kris (2010) “Cosmopolitan Thought Zones. Introduction”, Sugata Bose and Kris Manjapra, eds. Cosmopolitan Thought Zones: South Asia and the Global Circulation of Ideas, Palgrave Macmillan, London, pp. 1-19.

13. Stewart, Georgina (2016) “What’s In a Name? In Support of A Manifesto for Re:emergent Philosophy”, Confluence. Journal of World Philosophies, Vol. 4, pp. 154–161.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх