Канада в ООН: достижения и проблемы

 
Код статьиS268667300010962-8-1
DOI10.31857/S268667300010962-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 9
Страницы5-21
Аннотация

75-летний юбилей Организации Объединённых Наций – важное событие для Канады. Она была одним из государств – учредителей этой международной организации, а затем принимала самое активное участие в её работе. В статье рассматриваются как успехи, так и неудачи канадской дипломатии в ООН. Показаны факторы, влияющие на политический курс Оттавы. Особое внимание уделено недавним событиям – проигрышу Канады на выборах непостоянных членов СБ ООН в 2020 году.

В годы расцвета мультилатерализма Канада выступала с новаторскими идеями и конструктивными предложениями, вошедшими в арсенал ООН. В условиях строительства новой политической модели мира и меняющегося формата международных институтов в ХХI веке роль Канады в ООН снизилась. Ослабел и интерес Оттавы к деятельности Организации. Несмотря на то что Канада по-прежнему входит в десятку крупнейших доноров в бюджет ООН, её участие в основных направлениях международной деятельности (поддержание мира и помощь развитию) стало незначительным. О вытеснении Канады из числа влиятельных игроков на международном поле свидетельствовал её проигрыш на выборах непостоянных членов СБ ООН в 2020 г. Растущее внимание канадского руководства привлекают партнёрства и коалиции нового типа - «Большая семёрка» и «Большая двадцатка». Эти группировки открывают Оттаве возможности для восстановления утерянных позиций Канады.

Ключевые словаООН, выборы в СБ ООН, внешняя политика Канады, канадская дипломатия, Джастин Трюдо, мультилатерализм, миротворчество, международная помощь развитию, права человека
Получено15.07.2020
Дата публикации01.09.2020
Кол-во символов42353
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В 2020 г. международное сообщество отмечает 75-летний юбилей Организации Объединенных Наций. Это важное событие для Канады, которая была в числе стран-учредительниц, а затем принимала активное участие в деятельности этой главной международной организации. Основное внимание канадцев сосредоточено на вопросах гуманитарного, социального и экономического сотрудничества, а также на разработке норм и стандартов международного права.

2 Юбилейные даты и годовщины – время торжественных мероприятий, а также подведения итогов, оценки достижений и работы над ошибками. В деятельности Канады в рамках ООН были и успехи, и неудачи. В статье рассматриваются факторы, влияющие на политический курс Оттавы. Особое внимание уделено недавнему проигрышу Канады на выборах непостоянных членов СБ ООН.
3 Канадские учёные и политики были основоположниками ряда теорий, элементы которых стали фундаментальными принципами международной политики и деятельности ООН. Среди них теории мультилатерализма, многосторонней дипломатии, «безопасности личности», «ответственности по защите». С помощью канадских дипломатов были заложены основы курса, использующего правовые методы решения международных вопросов и механизмы «мягкой силы». Инициативы Канады нередко помогали найти развязки самых сложных проблем, а иногда ограничивали наиболее агрессивные планы США.
4 Важен и практический вклад канадской дипломатии. Применявшиеся ею инструменты и приёмы, стали образцами для профессионалов. А имена таких государственных деятелей Канады как Лестер Пирсон, Норман Робертсон, Хьюм Ронг, Ллойд Эксуорзи, в разное время участвовавших в работе ООН и создавших её мировую репутацию, приобрели всемирную известность.
5 В последние десятилетия репутация Канады в мире заметно «потускнела». Это связано, во-первых, со снижением значения старых международных институтов – самой ООН, Бреттон-Вудской системы и др., на которые традиционно ориентировалась Оттава. Они оказались недостаточно дееспособными перед новыми вызовами, в том числе, и перед пандемией коронавируса. Во-вторых, с изменением общей конфигурации международных отношений, появлением новых центров влияния, вытеснивших Канаду из числа перворазрядных игроков. В-третьих, с политикой премьер-министра Стивена Харпера (2006–2015гг.), отказавшегося от выполнения Канадой части её многосторонних обязательств. А Джастину Трюдо, пришедшему на смену С. Харперу, несмотря на предвыборные обещания, не удалось вернуть прежний блеск международному имиджу страны. Об этом свидетельствовал проигрыш Канады в борьбе за место непостоянного члена СБ ООН.
6

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

  

Канада была одной из 50 стран, участвовавших в 1945 г. в учредительной конференции ООН в Сан-Франциско. В резолюции, принятой канадским парламентом незадолго до конференции, говорилось: «Создание эффективной международной организации по сохранению мира и безопасности является жизненно важным для Канады и для будущего благополучия человечества. В интересах Канады стать членом такой организации» [Канада в 1918-1945, 1976: 481]. В Сан-Франциско Канада была представлена во всех комитетах и группах, где её делегации отстаивали особый статус государства «среднего ранга». Отметим, что в годы Второй мировой войны позиции Канады в мире заметно укрепились благодаря её участию в антигитлеровской коалиции и сотрудничеству с США и Великобританией в Манхэттенском проекте создания атомной бомбы.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1035

Оценка читателей: голосов 0

1. Исраелян Е.В. 2017. Канадская дипломатия 1940-х -1950-х годов: персоналии и подходы» // Новая и новейшая история, № 6, с.141–151.

2. Исраелян Е.В., Соколов В.И. 2014. Канада: «мягкая сила» как основа внешней политики державы «среднего ранга» // Вестник международных организаций, т. 9. №2. с.72–94.

3. Канада 1918-1945. Исторический очерк. М. 1976. 504 с.

4. Brown, S., and Swiss, L. Canada’s Feminist International Assistance Policy: Game Changer or Fig Leaf? // HOW OTTAWA SPENDS 2017-2018. Graham, K., Maslove, A. Eds.2017, Ottawa, 210 p.

5. Canada Does Not Deserve а Seat оn the UN Security Council. Canadian Foreign Policy Institute. Available at: https://www.foreignpolicy.ca/petition (аccessed: 11.06.2020).

6. Charron A. Justin Trudeau’s Quest for United Nations Security Council Seat // Justin Trudeau and Canadian Foreign Policy. Hillmer, N. and Lagassé Ph. Eds. 2018. // Canada and International Affairs. Palgrave Macmillan. 318 p.

7. Charron A. 2020. UN Security Council Elections: A Primer for Canada. Canadian Global Affairs Institute, June 2020 Available at: https://www.cgai.ca/un_security_council_elections_a_primer_for_canada (accessed: 10.07.2020).)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх