Торгово-экономические отношения США со странами БРИКС

 
Код статьиS268667300010628-0-1
DOI10.31857/S268667300010628-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 8
Страницы52-69
Аннотация

На протяжении последнего десятилетия группа БРИКС, включающая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику, активно развивала свою экономику, расширяя и углубляя торгово-инвестиционное сотрудничество с Соединёнными Штатами и другими развитыми странами мира, неоднократно выступала с международными инициативами. В настоящее время БРИКС – это межгосударственное объединение, не только обладающее крупным экономическим потенциалом, но и упрочившее свои позиции в международных отношениях [1]. Активное участие пяти стран в объединении БРИКС расширяет их возможности торгово-экономического сотрудничества с США – крупнейшей экономикой мира, что придаёт им большую устойчивость в плане позиционирования на мировой арене как средства реализации идеи многополярного мира.

В статье рассматриваются динамика, объём и структура торговли и прямых инвестиций между США и странами БРИКС, анализируются перспективы их отношений, а также показаны основные разногласия между сторонами.

Ключевые словавнешняя торговля стран БРИКС, экспорт и импорт капитала странами «пятёрки», макроэкономические показатели объединения, совещания на высшем уровне стран БРИКС, противоречия стран БРИКС с развитыми государствами, перспективы участия стран БРИКС в мировой экономике.
Получено14.06.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов41013
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В начале XXI века страны БРИКС стали играть весомую и постоянно возрастающую роль как в мировой политике, так и в мировой экономике. Важность и значимость этим странам обеспечивает наличие в них больших запасов необходимых для мировой экономики ресурсов.

2 Экономический потенциал стран БРИКС характеризуется следующими показателями. На их долю приходится 30% суши Земли, 42% населения планеты, 15% мировой торговли, более половины всех привлекаемых в мировую экономику капиталов, их объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) составляет примерно 18% мирового ВВП. По мнению экспертов банка «Голдман Сакс», к 2050 г. суммарно экономики стран этой группы по размеру ВВП превысят общий размер экономики «Большой семёрки».
3 Активное участие стран в межгосударственном объединении БРИКС способствует также развитию их торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами. При этом объём торговли стран БРИКС с развитыми странами мира в 3 раза больше объёма торговли между странами объединения. Открыто заявляя о том, что многие элементы мировой экономики не соответствуют современным реалиям и их необходимо заменить, государства БРИКС в ходе ведения переговоров, в частности с США, активно выступали за дальнейшее снижение таможенных пошлин, сокращение нетарифных барьеров, отмену санкций и других дискриминационных мер, препятствующих развитию взаимовыгодных торговых отношений.
4 Наряду с торговлей товарами и услугами «пятёрка» в переговорах с США уделяла большое внимание прямым инвестициям, рассматривая их как эффективное взаимовыгодное средство развития и сближения национальных экономик. Страны БРИКС также стремились урегулировать спорные вопросы, возникающие в деятельности интеграционных группировок, расположенных на территории стран Азиатско-Тихоокеанского региона [2].
5 В последние годы круг интересов стран БРИКС значительно расширился. В своих заявлениях они стали акцентировать внимание на необходимости ослабления зависимости от двух наиболее распространённых валют в мире – доллара США и евро, выступать за усиление координации и сотрудничества государств в области энергетики и в других сферах экономики, а также в области построения зелёной экономики.
6 Отдельные проблемы, такие как внутриэкономическое положение стран БРИКС, факторы неравномерности их развития, показатели их экономического роста рассмотрены в монографии А.В. Кивы «БРИКС. Проблемы и перспективы» [Кива А.В., 2018]. Материалы совещаний стран БРИКС на высшем уровне и разработанные ими подходы, как альтернатива существующему миропорядку, установленному США и ЕС, были подробно проанализированы в работах Национального комитета России по исследованию БРИКС [3].
7 Западные специалисты считают, что реалистическая оценка государствами БРИКС различных проблем, с которыми сталкиваются разные страны, способствует нахождению ответов на многие вызовы современного мира. Так, в ходе финансово-экономического кризиса 20082009 гг. именно страны БРИКС в значительной степени способствовали определению путей выхода из кризиса. Деятельность «пятёрки» отражает объективную тенденцию к усилению экономической взаимозависимости, сохранению стабильности системы многосторонней торговли и сдерживанию торгового протекционизма, расширению усилий по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 822

Оценка читателей: голосов 0

1. World Economic Outlook, October 2019, Chapter 1. Global Prospects and Policies. International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2019/10/01/world-economic-outlook-october-2019 (accessed 05.02.2020).

2. БРИКС продвигает миропорядок, альтернативный США и ЕС. Available at: https://news.rambler.ru/latinamerica/43186258-briks-prodvigaet-miroporyadok-alternativnyy-ssha-i-es-brazilskiy-ekspert (accessed 05.01.2020).

3. История БРИКС. Национальный комитет по исследованию БРИКС, Россия. Available at: http://www.nkibrics.ru/pages/history-brics (accessed 06.02.2020).

4. United States Trade Representative. 2019. Available at: http://ustr.gov (accessed 25.01.2020).

5. Grimmett R.F. Conventional Arms Transfers to Developing Nations. CRS Report to Congress, August 2012. P. 85.

6. Direct Investment Positions for 2018. Survey of Current Business, August 2019. P. 20-25.

7. Торгово-экономические отношения США и Бразилии. Available at: https://brasil.ru/articles/otnosheniya-mezhdu-braziliej-i-ssha (accessed 15.02.2020).

8. Трамп и Болсонару выразили поддержку Гуайдо в «восстановлении демократии». ТАСС. 08.03.2020 Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7925539 (accessed 09.03.2020).

9. Одиннадцать раз американский конгресс стоя аплодировал президенту России. Известия. 18.06.1992. Available at: http://www.yeltsincenter.ru/digest/release/den-za-dnem-18-iyunya-1992-goda (accessed 06.03.2020).

10. Российско-американские отношения. Available at: https://www.mid.ru/rossijsko-amerikanskie-otnosenia (accessed 06.03.2020).

11. Центральный банк РФ. Available at: https://cbr.ru/ (accessed 31.03.2020).

12. Ежегодник СИПРИ 2016. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2017. 1010 с.

13. U.S. International Trade in Goods and Services. India. Available at: https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.cfm?Area=612 (accessed 28.02.2020).

14. President Trump Announces Strong Actions to Address China`s Unfair Trade. Available at: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2018/march/president-trump-announces-strong (accessed 03.03.2020).

15. США и Китай договорились. Available at: https://lenta.ru/news/2019/10/11/deal/ (accessed 16.03.2020).

16. Зименков Р.И. 2018. Политика США в области экспорта вооружений. США & Канада: экономика, политика, культура. №10. C. 21-35. Available at: https://usacanada.jes.su/S032120680001073-4-1 DOI: 10.31857/S032120680001073-4

17. Зименков Р.И. 2013. Торгово-экономические отношения США со странами БРИКС. Инвестиции в России. №1. С. 19–28.

18. Зименков Р.И. 2012. Торгово-экономические отношения США со странами БРИКС. Российский внешнеэкономический вестник. №12. С. 7–26.

19. Зименков Р.И. 2011. США и Африка: торгово-экономические отношения. США  Канада: экономика, политика, культура. №4. С. 63–78.

20. Кива А.В. 2018. БРИКС. Проблемы и перспективы. М.: Институт востоковедения РАН, 228 с.

21. Михеев В., Луконин С. 2019. Китай – США: многовекторность «торговой войны». Мировая экономика и международные отношения. Tом 63, №5 C. 57-66. Available at: http://ras.jes.su/meimo/s013122270005136-0-1 (accessed: 02.07.2020). DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-5-57-66.

22. Особенности экономического развития США: тенденции 2-го десятилетия XXI века. 2016 / Под ред. В.Б. Супяна. М.: ИСКРАН, 382 с.

23. Патрон П.А. 2019. Перспективы рецессии в экономике США и проблемы макроэкономической политики. США & Канада: экономика, политика, культура. №6. С. 22–36 Available at: https://usacanada.jes.su/S032120680005177-8-1. DOI: 10.31857/S032120680005177-8

24. Экономика США: эволюция модели в условиях глобализации. 2014 / Под ред. В.Б. Супяна. М.: Магистр: ИНФРА-М, 560 с.

25. Sharma R. 2012. Broken BRICS. Foreign Affairs, November/December.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх