Управление современными экологическими конфликтами в США и Канаде

 
Код статьиS268667300009433-6-1
DOI10.31857/S268667300009433-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 5
Страницы100-112
Аннотация

Даётся определение понятия и описывается специфика современных экологических конфликтов, проводится сравнительный анализ опыта управления современными экологическими конфликтами в США и Канаде, выявляются особенности применения в них различных методов и технологий конфликторазрешения, характеризуются культурно-исторические факторы, повлиявшие на отношения людей к конфликту и развитие институтов и механизмов управления конфликтами в этих странах.

На основе рассмотрения исторического развития институционального оформления и практики применения технологий экологической медиации в США и Канаде на протяжении последних 50 лет выявляются её сильные и слабые стороны. Приводятся конкретные примеры успешного разрешения экологических конфликтов в разные годы.

Выявляются различия условий и методов применения принципов медиации и достижения консенсуса в ходе управления современными экологическими конфликтами в США и Канаде, анализируются трудности применения медиации и других альтернативных методов управления экологическими конфликтами в специфических региональных и местных условиях (в особенности, в местах проживания коренных народов).

Ключевые словаконфликт, экологические конфликты, управление конфликтом, медиация, достижение консенсуса, конфликторазрешение
Получено28.02.2020
Дата публикации08.05.2020
Кол-во символов31138
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

  

В последние десятилетия в различных регионах мира, включая Северную Америку, наблюдается стремительный рост числа экологических конфликтов, разворачивающихся на локальном, региональном, общенациональном и межгосударственном уровнях по широкому кругу проблем.

2 Экологический конфликт можно определить как взаимодействие двух и более сторон, считающих, что их цели в отношении изменения (или сохранения) состояния окружающей природной среды (экосистем – систем поддержания жизни), несовместимы. Специфические характеристики, в силу которых экологические конфликты трудно поддаются урегулированию, состоят в наличии большого числа сторон и участников, имеющих разное, подчас диаметрально противоположное восприятие ситуации, различный объём властных полномочий и возможностей влияния, несовпадающие глубоко укоренившиеся ценности, неодинаковые ожидания и культурные установки, различные оценки фактов; ограничений структурного и ресурсного плана; большого числа проблем; невозможности количественной оценки затрат/ущерба (некоторые природные блага не поддаются оценке в денежном выражении); потенциальной необратимости негативных результатов конфликта; выхода конфликта за рамки одной юрисдикции (межведомственных, административных или государственных границ); зависимости реализации достигнутых соглашений (в большинстве случаев) от государственных структур.
3 В связи с этим перед учёными, политиками и управленцами встаёт задача нахождения оптимальных методов управления экологическими конфликтами, для чего полезно сравнительное изучение лучших практик, накопленных в различных странах.
4

ОТНОШЕНИЕ К КОНФЛИКТУ (КУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ)

  

Начнём с замечаний общего плана, характеризующих обусловленное культурными установками восприятие конфликта и выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях, свойственные жителям США и Канады.

5 И американцы, и канадцы воспринимают конфликты положительно в контексте общепризнаваемых ценностей конкуренции (соревновательности), что логично связано с высоким уровнем индивидуализма, обусловленного рядом культурно-исторических факторов, наложивших отпечаток на их менталитет.
6 Успешное освоение первыми поселенцами-европейцами окружающей природы Северного полушария стимулировало соревновательность, включая жёсткое противостояние с другими претендентами на даваемые землёй блага (в том числе с коренными жителями континента). Развитие здесь экономики также способствовало формированию культуры соперничества, конкуренции, особенно в условиях свободного рынка.
7 Соревновательность утвердилась и поощряется также в политической сфере. Представители власти (законодатели, шерифы, мэры городов и губернаторы) избираются на соревновательных выборах, что неизбежно предполагает острую конкуренцию кандидатов и партий. В США и Канаде люди не боятся конфликтов, поскольку за многие годы выработаны различные методы институционализации конфликта, его регулирования в жёстко заданных рамках по принятым в обществе правилам.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 811

Оценка читателей: голосов 0

1. Baumgartner F., Jones B. D., 1993. Agendas and Instability in American Politics. Chicago: University of Chicago Press. 289 p.

2. Beierle T. C., Cayford J., 2002. Democracy in Practice: Public Participation in Environmental Decisions. Washington, DC: Resources for the Future. 160 p.

3. Brach D., Field P., Susskind L., & Tilleman W., 2002. Overcoming the Barriers to Environmental Dispute Resolution in Canada. Canadian Bar Review, No. 81. P. 396-430.

4. Buehler C. 2007. Fort Chip Natives Oppose More Oil Business. First Nations Drum. Winter 2006-2007. Available at: http://www.firstnationsdrum.com/2006/10/fort-chip-natives-oppose-more-oil-business/ (accessed 20.01.2020).

5. Busch M. L., 2007. Overlapping Institutions, Forum Shopping and Dispute Settlement in International Trade. International Organization, 61: 735–61.

6. Cormick G., 1976. Mediating Environmental Controversies. Perspectives and First Experience. Earth Law Journal. No.2. P. 215-224.

7. Environmental сonflicts resolution. 1998. Ed. by C. Napier. London: Cameron May. 281 p.

8. Environmental Conflicts and Democracy in Canada. Ed. by Adkin L.E., 2009. Vancouver: UBC Press. 416 p.

9. Harrison K., 1996. Passing the Buck: Federalism and Canadian Environmental Policy. Vancouver: UBC Press. 238 p.

10. Juenger F.K., 1989. “The Internationalization of Law and Legal Practice: Forum Shopping, Domestic and International.”. Tulane Law Review. No. 63. P. 553–73.

11. Mathers J., 1995. Sandspit Small Craft Harbor Mediation Process: A Review and Evaluation. Ottawa: Supply and Services Canada. 27 p.

12. O’Leary R., Raines S.S., 2003. Dispute Resolution and the U.S. Environmental Protection Agency. The promise and performance of environmental conflict resolution. Ed. By O’Leary R. and Bingham L. Washington, DC: Resources for the Future. P. 253-276.

13. Pralle S.B., 2003. “Venue Shopping, Political Strategy and Policy Change: The Internationalization of Canadian Forest Advocacy”. Journal of Public Policy 23(3): 233–260.

14. Sabatier P., Jenkins-Smith H., 1993. Policy Change and Learning: An Advocacy Coalition Approach. Boulder, CO: Westview Press. 290 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх