Биотехнологическое моральное улучшение человека

 
Код статьиS023620070002342-3-1
DOI10.31857/S023620070002342-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник Института философии РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №6
Страницы33-38
Аннотация

Рассматриваются социогуманитарные аспекты морального улучшения человека с помощью биотехнологий. Идея биотехнологического морального улучшения основывается на новейших нейротехнологических исследованиях, объясняющих нейробиологические основания поведения человека, в том числе просоциальное поведение. Практическое использование этих знаний позволило бы обществу освободиться от агрессии, насилия, коррупции и проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. Предпосылкой к обсуждению биотехнологического морального улучшения является намерение использовать биотехнологии для решения задач, встающих перед человеком в результате развития науки. С точки зрения сторонников морального улучшения, достижения нейронауки и генетики способны предложить биотехнологические инструменты для искусственного стимулирования моральных поступков. Большинство технологий изменяет генетические, физические, когнитивные возможности человека, они могут на этом основании менять социальные уклады, но специальным образом не нацелены на то, чтобы модифицировать свободу суждения человека, его способность принимать те или иные решения. Рассматриваются как сама про блема улучшения человека с точки зрения ее сторонников (Дж. Савулеску, Т. Дуглас) и противников (Дж. Харрис, Бьюкенен), так и технонаучный контекст проблемы морального улучшения. Эпистемологический сдвиг, предлагаемый в рамках обсуждения идеи морального улучшения, не только компрометирует идею свободы воли, но также ставит человека перед сложной задачей — необходимостью обоснования традиционных форм культуры и образования как конкурентых форм формирования личности

Ключевые слованейротехнологии, технонаука, моральное улучшение, окситоцин, биотехнологии
Получено07.12.2018
Дата публикации07.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2324

Оценка читателей: голосов 0

1. Шекспир В. Венецианский купец // Шекспир В. Избр. произведения / Пер. И.Б. Мандельштама. М.–Л.: ГИХЛ, 1950.

2. Юдин Б.Г. Человек и машина: интимные связи? // Рабочие тетради по биоэтике. Человек — NBIC машина (философско-антропологические и биоэтические исследования). Вып. 18, М.: МосГу, 2014. С. 103–117.

3. Buchanan A. Moral Status and Human Enhancement // Philosophy & Public Affairs. 2009. Vol. 37. No. 4. P. 346–381.

4. Douglas T. Moral bioenhancement, freedom and reasoning // Journal of Medical Ethics. 2014/06. Vol. 40. No. 6. P. 359–360.

5. Harris J., Savulescu J. A debate about moral enhancement //Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. 2015. Vol. 24. No. 1. P. 8–22.

6. Lawrence D.R., Palacios-Gonzalez C., Harris J. Artificial Intelligence. The Shylock Syndrome // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. 2016. Vol. 25. P. 250–261.

7. Persson I., Savulescu J. Moral Transhumanism // Journal of Medicine and Philosophy. No. 35. 2010. P. 660.

8. Rommetveit K., Wynne B. Technoscience, imagined publics and public imaginations // Public Understanding of Science. 2017. Vol. 26. No. 2. P. 133–147.

9. Wasserman D. When bad people do good things: will moral enhancement make the world a better place? //Journal of Medical Ethics. 2014/06. Vol. 40. No. 6. P. 374–375.

10. Weiner K. et al. Have we seen the geneticisation of society? Expectations and evidence // Sociology of health & illness. 2017. Vol. 39. No. 7. P. 989–1004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх