Russia-U.S.-China: motives and risks of Russian – Chinese military cohesion

 
PIIS268667300008591-0-1
DOI10.31857/S268667300008591-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading analyst
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 3
Pages5-24
Abstract

Military alliance between Russia and China is not rational now, judging the Russian interests in a broad perspective. If such alliance takes place, the whole multipolar system will be radicalized and strained. Most probably, such alliance will rather endanger Russian security posture, than make Russia “raise up from the knees”. However, future political environment could bring Russia and China to activate the option of the military alliance if both of them will consider the US moves as drastically detrimental to their security interests. The US withdrawal from all the agreements on the arms control, especially, from the START -3 treaty, would mean that the US is aimed on the unilateral dominance in strategic weapons. This aim will outweigh any arguments against the military alliance between Russia and China. The scale and the forms of military cooperation between Russia and China, existing now-adays, are adequate to the current international conditions of Russia and must be continued in full. Ноwever such cooperation at this time should not cross the «red line». This «red line» is as follows: mutual distinct guarantees of both sides to stand up in defense of each other in case of threat to any of them.

KeywordsU.S.-China-Russia triangle, military alliance, SRBM treaty, security guarantees, arms control, development model, authoritarian regime
AcknowledgmentThis publication is prepared with the financial support of the Russian Foundation of Fundamental Research (RFFR) Project name «Strategic Triangle USA – China – Russia: challenges and implications for Russian security» Grant № 19-014-00009 A.
Received10.03.2020
Publication date11.03.2020
Number of characters49051
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В России под воздействием бурной динамики международных отношений последних лет и российского «поворота на Восток» идёт активный разговор о целесообразности более тесных военных связей между Россией и КНР, вплоть до необходимости заключения военного союза между ними.

2 Новый старт этим дискуссиям придало заявление В. Путина в октябре 2019 г. о том, что Россия оказывает практическую и консультативную помощь Китаю в создании национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) [1]. Многие наблюдатели, как российские, так и зарубежные, расценили этот факт как элемент – начальный либо ограниченный – военного союза. Раздаются мнения, что Россия и Китай де-факто уже вступили в союзнические отношения, либо что их отношения уже можно назвать «функциональным военным альянсом» [2; 3].
3 Так ли это на самом деле? Чем мотивировано и что означает заключение такого союза, исходя из интересов Российской Федерации? Какие цели для России этот союз достигает, какие риски и последствия он предполагает?Адекватен ли этот шаг в настоящий момент с точки зрения российских интересов, какие альтернативы военному союзу РФ и КНР возможны и оправданы?
4

CОЮЗ ИЛИ СБЛИЖЕНИЕ?

 

Понятие «союзник» и «союзнические отношения» могут трактоваться многообразно и достаточно эластично, но выделить суть этих отношений возможно. Как правило, под военным союзом подразумеваются юридически закреплённые взаимные гарантии государств-участников по отражению угрозы безопасности одному из них. Союзы обычно заключаются в условиях чёткого понимания общего врага или стратегического противника и подразумевают или обуславливают координацию военного строительства – (военных приготовлений, национальных страновых программ вооружений – стран участников), а также эксклюзивные, доступные только союзнику, поставки критических вооружений и технологий. Отношения союзничества, в современных условиях принято закреплять соответствующими договорами, пактами, соглашениями, однако реальные договорённости (или их часть), содержащиеся в них могут носить и негласный характер.

5 Очевидно, что если следовать данным критериям, то констатировать, что Россия и Китай уже вступили в военный союз, даже де-факто, наверное, пока преждевременно. Никаких взаимных гарантий безопасности, и собственно координации военного строительства Россия и Китай на данный момент не обнаруживают. В своих двусторонних отношениях стороны руководствуются Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, заключённом в 2001 г. Статья 9 этого договора гласит, что «в случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из сторон, может нарушить мир или затронуть интересы её безопасности, стороны незамедлительно проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы». Согласно другой статье, стороны обязуются прилагать «совместные усилия по поддержанию глобального стратегического баланса и стабильности, а также всемерно способствуют неукоснительному соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности» [4]. Иными словами, не подразумевая никакой «союзности», данный документ предусматривает лишь «консультации» даже в случае возникновения угрозы войны.

Number of purchasers: 0, views: 789

Readers community rating: votes 0

1. Lukin A.V., Kashin V.B. Rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo i bezopasnost' v ATR. Sravnitel'naya politika. 2019; 10(2): 135-151. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2019-10021

Система Orphus

Loading...
Up