Аннотация | Культивирование традиционализма в праве, основанного на общечеловеческих ценностях и истории юриспруденции, сохраняет актуальность на постсоветском пространстве на протяжении почти трех десятилетий, прошедших с момента разрушения единого государства. При этом юридическая наука не признает примата исторической школы права, возродившейся в 90-е годы XX в. вместе с прочими классическими типами правопонимания, после отказа от централизма материалистической теории, господствовавшей в советском правоведении. Причина привлекательности традиционализма кроется в склонности к нему многих континентальных народов, усиливаемой зримыми последствиями нивелирования в североамериканском и европейском праве опыта национального юридического быта, позиционировании либеральных тенденций, во многом неуместных для традиционных государств, к которым относится Россия, сформировавшаяся в результате тысячелетнего развития. У сложносоставных наций, обладающих длительным опытом государственности и разнородностью правовой культуры, сохраняют актуальность концепции, фиксирующие в правовом создании традиционные ценности как естественный источник прав человека, императивно не связанный с законом, который рационален и морален, но по своей природе обездушен и не обязательно отражает исторический менталитет. Одним из примеров таких концепций, направленных на возрождение традиционной государственности и сохранение целостности общества, является доктрина, заключенная в двухтомном труде туркменского государственного деятеля Сапармурата Ниязова под названием «Рухнама», который попытался воплотить ее на практике. Поэтому объектом статьи выступают общественные отношения, связанные с возрождением туркменской государственности путем формирования в постсоветский период национального стандарта прав человека, гармонизированного с интересами традиционного общества. Предметом статьи является общая характеристика, основное содержание и прикладное значение концепции Сапармурата Ниязова, иллюстрирующей возможность формирования правового государства с учетом традиционализма, а также значение соответствующей доктрины для развития правовой системы Туркменистана. Концепция национального возрождения республики, сформулированная Сапармуратом Ниязовым, стала основой для разработки общественной идеологии, повлиявшей на становление республиканского законодательства, представляет научный интерес для других государств, испытывающих экспансию либеральных тенденций в праве, не исключая Российскую Федерацию. В условиях, когда международная универсальная система безопасности демонстрирует стагнацию, суверенные государства обращаются к инструментарию международных региональных и национальных средств обеспечения безопасности. Поэтому реванш традиционализма является предсказуемым, иллюстрируясь на примере Туркменистана. Тем более что российское общество, равно как и туркменское, проявляет к нему склонность, и строительство социального государства, заявленное на конституционном уровне, делает возможным отражение данной тенденции при совершенствовании законодательства. |
Ключевые слова | сравнительное государствоведение, традиционное государство, семья религиозного права, государство и право Туркменистана, традиционное право, пантюркизм, Рухнама, Сапармурат Ниязов, правовая, политическая и религиозная мысль, историческая школа права, либерализм и традиционализм в праве, семья традиционного (обычного) права |