Эволюция политики США в Латинской Америке при президенте Д. Трампе

 
Код статьиS268667300008057-2-1
DOI10.31857/S268667300008057-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 1
Страницы75-87
Аннотация

К концу второго десятилетия XXI века Соединённые Штаты, казалось бы, нарастили своё влияние в Латиноамериканском регионе. Это, однако, отнюдь не было вызвано какой-либо новой стратегией Вашингтона в период президентства Д. Трампа, существенно отличавшейся от линии его предшественников. Кроме антимексиканской риторики и критики Б. Обамы практически по всем направлениям и в первую очередь за попытку перестроить мировую экономику на основе формирования двух «стратегических колец», непосредственно затрагивающих Латинскую Америку, какое-либо долгосрочное планирование политики в этом районе мира изначально вообще не просматривалось. Однако начавшийся с середины второго десятилетия XXI века «правый поворот» политического ландшафта региона объективно расширил здесь возможности США. В то время как по тем или иным причинам с политической сцены сошли такие левонационалистические лидеры в странах Латинской Америки, как Н. Киршнер (Аргентина), У. Чавес (Венесуэла), И. Лула да Силва и Д. Руссеф (Бразилия), Ф. Корреа (Эквадор), в регионе появился ряд режимов, заинтересованных в стратегическом партнёрстве с Соединёнными Штатами. Для администрации Д. Трампа, не приложившей к подобным переменам каких-либо особых усилий, это создало весьма благоприятную ситуацию, которой не было ни у Дж. Бушамладшего, ни у Б. Обамы, несмотря на их немалые усилия. В геополитическом треугольнике США – Китай – Евросоюз, в котором уже несколько десятилетий находилась Латинская Америка, Вашингтон получил возможность потеснить своих конкурентов. Однако реально воспользоваться новой ситуацией он смог далеко не в полной мере. Причинам и возможным последствиям подобной ситуации, в особенности в условиях уже фактически начавшейся в США президентской предвыборной кампании, и посвящена данная статья.

Ключевые словаТранстихоокеанское партнёрство, Мексика, миграция, Куба, Венесуэла, стратегическое партнёрство, геополитический треугольник США – Китай – Евросоюз
Получено23.01.2020
Дата публикации23.01.2020
Кол-во символов26930
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Предвыборная программа Д. Трампа по латиноамериканской политике производила неоднозначное впечатление, ставя в тупик многих экспертов. Попытки целостно сформулировать её, определить стратегические цели и задачи, как правило, сводились лишь к выводу о том, что этот регион стремительно терял значимость на шкале внешнеполитических приоритетов республиканской администрации, не говоря уже о какой-то долгосрочной программе. Ведь ещё во время предвыборной кампании, кроме жёсткого антимексиканского дискурса, в котором южный сосед обвинялся чуть ли не во всех «смертных грехах» – занятии мигрантами-мексиканцами рабочих мест у американцев, преступности, наркотрафике, выводе целых предприятий из США в Мексику (список претензий этим отнюдь не исчерпывался) – Латинская Америка вообще почти не упоминалась [1].

2 Но уже первой своей акцией на посту президента Д. Трамп нанёс именно по этому региону весьма чувствительный удар. В январе 2017 г. он объявил о выходе США из Транстихокеанского партнёрства (ТТП), тем самым, по сути, похоронив проект одного из «двух стратегических колец» своего предшественника Б. Обамы. Это самым негативным образом отразилось на интересах сразу четырёх латиноамериканских государств – членов образованного в 2012 г. интеграционного объединения Тихоокеанский альянс – Мексики, Колумбии, Перу и Чили. Их предпринимательские сообщества не без оснований рассчитывали посредством членства в ТТП получить льготный доступ на североамериканский рынок [Лавут А.А., 2017].
3 В дальнейшем сочетание санкционной политики в отношении «недружественных» режимов и одновременно поиск стратегических партнёров в Латинской Америке [От биполярного к многополярному миру.., 2019] отнюдь не всегда приносил республиканской администрации ожидаемые дивиденды.
4

НОВОЕ АМЕРИКАНО-МЕКСИКАНСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

 

Мексика стала первым объектом резкого ужесточения политики республиканской администрации США в Латинской Америке. Сопровождая свои действия беспрецедентно жёсткой антимексиканской риторикой, Д. Трамп начал выводить филиалы американских компаний из этой страны [2]. Был начат сбор средств на строительство 3000-километровой стены на границе с Мексикой для пресечения потока нелегальной миграции в США, усилился процесс депортации нелегальных мигрантов и, более того, было заявлено о намерении обложить налогом денежные переводы мигрантов родственникам [Астахов Е.М., 2017].

5 Кроме того, Д. Трамп инициировал коренной пересмотр Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), действовавшего с 1994 г. между США, Канадой и Мексикой, приносившее выгоду в особенности последним двум странам. При этом он периодически заявлял о намерении вообще из него выйти, так как в принципе являлся противником режима свободной торговли.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1293

Оценка читателей: голосов 0

1. Астахов Е.М., 2017. Латиноамериканское «ближнее зарубежье» США при администрации Д. Трампа. Международная жизнь, октябрь, № 10, с.18-26.

2. Кодзоев М.А., 2019. Проблема нормализации американо-кубинских отношений в Конгрессе США. США & Канада: экономика, политика, культура, № 8, C. 92-106. DOI: 10.31857/S032120680005969-9

3. Кудеярова Н.Ю., 2019. Политизация пограничной проблемы: США и Мексика в региональной миграционной системе. США & Канада: экономика, политика, культура. 2019; 49 (11): 55-70. DOI: 10.31857/S032120680007286-8

4. Латинская Америка на переломе глобальных региональных трендов, 2017, под ред. Л.Н. Симоновой, В. П. Сударева, 206 с.

5. Лавут А.А., 2017. Транстихоокеанское партнёрство. Дональд Трамп и латино-американская интеграция. Латинская Америка. № 9, с. 36-47.

6. От биполярного к многополярному миру: латиноамериканский вектор международных отношений в XXI веке. Ред. В.Л. Хейфиц. М. Политическая энциклопедия,2019, 496 с.

7. Страны и регионы мира в мировой политике, 2019. Под ред. В. О. Печатного, Д.В. Стрельцова) МГИМО (У) МИД РФ. Том 1. Европа и Америка. 416 с.

8. Vladimir P. Sudarev., 2018. Nueva hoja de ruta de Xi Zinping. Iberoamerica, no.2 (April-June), p. 24-41.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх