Квебек в федеративной модели Канады: современный этап

 
Код статьиS032120680006807-1-1
DOI10.31857/S032120680006807-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 10
Страницы98-117
Аннотация

На фоне обострившихся религиозных, языковых, этнических столкновений в различных многоконфессиональных и многоэтничных государствах мира особый интерес представляют федеративные государства, исторически сталкивавшиеся сепаратистскими настроениями на своей территории. Вопросы права на самоопределение, борьбы за независимость никогда не теряют актуальность. Канада имеет богатый опыт развития федерации в условиях конфликтных отношений с одной из провинций – Квебеком. На сегодняшний день федеральный центр выработал довольно успешную модель отношений с франкоязычной провинцией, однако сепаратистские настроения остаются постоянным фактором федеративного процесса в Канаде. Данная статья анализирует исторические аспекты возникновения сепаратистских настроений в Квебеке, развитие идеи независимости провинции в современном обществе, а также эволюцию отношений между федеральным центром и правительством Квебека в процессе регулирования проблемы сецессии.

Ключевые словаКанада, Квебек, провинция, сепаратизм, сецессия, независимость, межправительственные отношения
Получено30.09.2019
Дата публикации30.09.2019
Кол-во символов49637
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития международных отношений тенденции распространения сепаратизма, направленного на политическое обособление отдельных этнических групп, по-прежнему ставят под угрозу территориальную целостность государств, становятся причиной межнациональных конфликтов, социально-экономических и политических конфликтов. Поддержание безопасности и установление стабильных и прочных межнациональных отношений – среди приоритетных задач государств современного мира. Особого внимания заслуживает опыт федеративных государств, в которых сохраняются сепаратистские настроения в той или иной форме на протяжении всей истории. В этой связи канадская федеративная система на протяжении нескольких десятилетий демонстрирует эффективность своей модели регулирования федерально-провинциальных отношений, связанных с определением статуса Квебека.

2 Вопросу канадского федерализма и сепаратизма в провинции Квебек посвящено множество работ. Так, Д. Смайли [Smiley D.V., 1965], П.Э. Трюдо [Trudeau P.E., 1968], Р. Уоттс [Watts R.L., 1997] в своих книгах всесторонне исследовали взаимоотношения федерального центра и провинций; канадский историк С.Б. Райерсон [Ryerson S.B., 1980] анализировал развитие отношений с Квебеком и исторические предпосылки квебекского сепаратизма. Американский профессор политологии У. Томпсон посвятил в своём обстоятельном труде отдельную главу проблеме Квебека в современной Канаде [Thompson W.C., 2018]. Среди отечественных экспертов следует выделить работы К.Ю. Барановского [2001], А.И. Черкасова [2001], С.Ю. Данилова [2012], а также монографию коллектива авторов под редакцией В.И. Соколова, выпущенную к 150-летию канадской государственности [Канадa: современные тенденции развития, 2017].
3 Предпосылками формирования сецессионских настроений в провинции Квебек были и влияние католической церкви, и политика местных властей, направленная на стимулирование высокого уровня рождаемости и сохранение традиционных ценностей, а также недальновидные политические шаги Великобритании по принудительной интеграции франкоязычной части Канады с англоязычной. Поощрение преобладания англоязычного населения над франкоязычным, сокращение языковых прав франкоговорящих жителей в политической, общественной и образовательной сферах, принятие в 1840 г. «Акта о Союзе» (Act of Union), объединившего Нижнюю и Верхнюю Канаду, рост шовинистских настроений против франкоязычного населения, культивация их самоидентификации в качестве граждан второго сорта, отсутствие социальной защищённости, бедность, необразованность, давление католической церкви только обострили ситуацию и ускорили рост недовольства среди франкоязычных граждан, а также привели к формированию ряда психологических комплексов, страха перед ассимиляцией.
4 Политика местной власти, и меры, предпринятые федеральным правительством к 1970 г. для развития Квебека (например, провинции ежегодно выделялось субсидирование из федеральной казны, составлявшее около 1 млрд канад. долл., оказались недостаточными для преодоления социально-экономического отставания провинции, которое продолжало подпитывать националистические настроения квебекцев. Разногласия между федеральным центром и провинцией обострились до такой степени, что оформившаяся к тому времени идея независимости Квебека получила значительную поддержку населения. Доказательством тому стали радикализация борьбы за независимость, рост агрессивности в риторике и действиях, начало которым положила созданная в 1963 г. организация «Фронт освобождения Квебека» (ФОК). Террористические акты, совершённые этой леворадикальной группировкой в 1969–1970 гг. (в частности, похищение и убийство в 1970 г. боевиками ФОК вице-премьера и министра труда Квебека П. Лапорта, вызвавшее кризис в Канаде) [Thompson W.C., 2018], привели к тому, что в провинции в мирное время было введено военное положение и в Квебек вошли войска. Кроме того, преступления, совершённые «Фронтом освобождения Квебека» (организация была распущена в 1971 г.), повергли в шок не только мировое сообщество, но и самих квебекцев. С тех пор главной особенностью квебекского сепаратизма является не просто его мирный, ненасильственный характер, а принципиально правовой, т.е. провинциальное правительство отстаивает своё право на самоопределение в рамках действующего законодательства, используя юридические рычаги и методы воздействия на федеральный центр. В свою очередь, канадские политики пришли к осознанию, что с Квебеком необходимо вести диалог с равных позиций, учитывая особый исторический путь провинции и самобытность её населения. Подобный устный «социальный контракт» между правительством Квебека и федеральными властями характеризует всю последующую историю двусторонних взаимоотношений.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1441

Оценка читателей: голосов 0

1. Барановский К.Ю. 2001. Квебекский сепаратизм – острая проблема Канадской федерации. США и Канада: экономика, политика, культура. №11, с. 63-84.

2. Данилов С.Ю. 2012. Эволюция канадского федерализма. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 303 с.

3. Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства. Отв. ред. В.И. Соколов. ИСКРАН. М.: Весь Мир, 2017, 432 с.

4. Черкасов А.И. Квебекское общество: национализм или патриотизм? Научно-просветительский альманах «Восприятие Квебека в России». М.: АИКВР, Available at: http://www.niworld.ru/franamer/st_file/naz_patriot.htm (accessed 15.03.2019).

5. Ryerson S.B. 1980. French Canada. Progress Books Toronto. 254 p.

6. Smiley D. V. 1965.The Two Themes of Canadian Federalism. The Canadian Journal of Economics and Political Science / Revue canadienne d'Economique et de Science politique. Vol. 31, No. 1. February, p. 80-97.

7. Smiley D.V., Watts R. L., 1985. Royal Commission on the Economic Union and Development Prospects for Canada. Intrastate federalism in Canada. The Collected Research Studies. Politics and Institutions of Government. University of Toronto Press, 170 p.

8. Thompspon Wayne C. Canada 2018-2019. 2018. World Today Series, 34th edition, Rowman & Littlefield, 214 p.

9. Trudeau P. 1968. Federalism and the French Canadians. Toronto. 212 p.

10. Watts R. L. 1997. Federalism: The Canadian Experience. HSRC. 123 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх