Бюджетная политика США в сфере НИОКР: тенденции и прогнозы

 
Код статьиS032120680006805-9-1
DOI10.31857/S032120680006805-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 10
Страницы54-77
Аннотация

Бюджетная политика при администрации Д. Трампа сопровождается определёнными изменениями в структуре расходов федерального бюджета, и в частности, расходов на НИОКР. Действующий президент выдвигает традиционные для республиканцев предложения по увеличению военных расходов, отдавая предпочтение научным разработкам, финансируемым Министерством обороны США. Усилия Конгресса по предотвращению сокращения расходов на НИОКР, предложенных администрацией, привели к ощутимому росту федеральных ассигнований на фундаментальные и прикладные исследования в 2018 и 2019 фин. г., сохранению важных для развития экономики и инноваций научных программ в гражданской сфере. Анализ структуры расходной части федерального бюджета показал, что в течение многих лет бюджет на НИОКР движется в тренде с общим дискреционным бюджетом, который в долгосрочной перспективе будет продолжать сокращаться на фоне прогнозируемого роста бюджетного дефицита, государственного долга и расходов на выплату нетто-процентов. Это создаёт определённые риски нехватки финансовой поддержки НИОКР, прежде всего, фундаментальной науки со стороны государства и продолжения сложившейся долговременной тенденции снижения доли государственных расходов на НИОКР в ВВП США. Установлено, что в области федерального финансирования отдельных областей науки сформировался долговременный дисбаланс в ущерб естественнонаучным дисциплинам, физическим и инженерным наукам, играющим важную роль в развитии современных инноваций и технологий. Возможно, что растущая иностранная конкуренция в разработке передовых технологий, ослабление некоторых международных позиций США в инновационной сфере даст импульс представителям власти для изменения структуры и объёмов федеральных расходов на НИОКР.

Ключевые словаСША, НИОКР, федеральный бюджет, бюджетная политика, бюджетные расходы, федеральные расходы на НИОКР, дискреционные расходы
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-014-00007 «Эволюция роли государства в американской модели экономики XXI века: опыт для России».
Получено30.09.2019
Дата публикации30.09.2019
Кол-во символов44833
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях американское государство сохраняет свои позиции в качестве важнейшего игрока среди участников хозяйственного процесса в развитии научных исследований и разработок, формирования научно-технической инфраструктуры и выработки направлений научно-технического и инновационного развития страны. Во второй половине XX века оно смогло создать базу для формирования самого мощного в мире научно-технического потенциала, который позволяет США сохранять лидирующие позиции в сфере НИОКР. 

2 Федеральное правительство поддерживает НИОКР напрямую путём финансирования научных исследований и разработок, а также с использованием косвенных методов, проводя налоговую, торговую и образовательную политику, создающую стимулы для инновационной деятельности частного сектора [1].
3 Государство несёт главную ответственность за обеспечение фундаментальных исследований в стране. Тезис об определяющей роли государства в сфере науки зафиксирован законодательно и неоднократно подчёркивался в официальных документах. При этом важно отметить, что федеральное правительство берёт на себя те направления НИОКР, которые служат общественным интересам и не сулят быстрой коммерческой отдачи [Экономика США, 2014: 228]. Речь идёт, прежде всего, о таких сферах, как национальная безопасность, охрана окружающей среды, энергетическая безопасность, сельское хозяйство, борьба с инфекционными заболеваниями, инфраструктурные проекты и т.п.
4 Значение государственной поддержки особенно заметно на фоне сложивших в последнее время тенденций в корпоративном секторе науки. Несмотря на то, что корпорации по-прежнему остаются самыми крупными инвесторами и потребителями финансовых средств в сфере НИОКР, на протяжении последних десятилетий наблюдается постепенное сокращение доли финансовых вливаний частного сектора в фундаментальные исследования в общей структуре частных инвестиций в НИОКР. В условиях растущей конкуренции, как отмечают американские эксперты, ориентированные на рынок НИОКР всё в большей степени смещают фокус внимания корпораций в сторону прикладных исследований и разработок. В результате компании сокращают усилия по инвестированию долгосрочных и рисковых проектов [Roli Varma, 2000].
5 Заявление Вэнивара Буша в знаменитом докладе 1945 г. президенту Франклину Рузвельту о том, что возможности науки безграничны [2], находит своё подтверждение многие десятилетия спустя. Однако нельзя забывать, что расширение границ существующих знаний, тем более создание новых «прорывных» инноваций становится всё более затратным мероприятием. Частные инвесторы по своей природе не склонны обеспечивать большие финансовые вливания, необходимые для осуществления инновационной деятельности в таких капиталоёмких областях, как возобновляемая («зеленая») энергетика [Gruber J., Johnson S., 2019: 114].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1058

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильев В.С. Перестройка бюджетных приоритетов администрацией Д. Трампа: первые итоги. Россия и Америка в XXI веке. 2018. Выпуск 2 [Электронный ресурс]. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000020-9-1/ (accessed 02.07.2019). DOI: 10.18254/S0000020-9-1.

2. Данилин И.В. Современная научно-техническая политика США: инструменты и основные направления. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 140 с.

3. Судакова Н.А. Приоритеты научно-технической политики США при администрации Дональда Трампа. Россия и Америка в XXI веке 2018. Выпуск 3. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000046-7-1/?sl=ru (accessed 02.07.2019). DOI:10.18254/S0000046-7-1.

4. Судакова Н.А. Роль и место некорпоративных форм организации бизнеса в инновационной экономике. Россия и Америка в XXI веке. 2010. №3. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=220#_edn3 (accessed 01.06.2019).

5. Экономика США: эволюция модели в условиях глобализации / Под ред. В.Б. Супяна. М.: Магистр ИНФРА-М, 2014. С. 227.

6. Danilin I. Modern U.S. Science and Technology Policy: Tools and Key Guidelines. – M.: IMEMO RAN, 2011. – 140 с. ISBN 978-5-9535-0311-2.

7. Gruber J., Johnson S. Jump-Starting America. How Breakthrough Science Can Revive Economic Growth and the American Dream. Public Affairs, New York. April 2019. 340 p.

8. Roli Varma. Changing Research Cultures in U.S. Industry. Science, Technology, &Human Values, Vol. 25, No. 4, Autumn 2000. Available at: http://www.unm.edu/~varma/print/STHV_Research%20Cultures.pdf (accessed 03.07.2019).

9. Sudakova N. Priorities of the U.S. Science and Technology Policy during Donald Trump's Administration. Rossija i Amerika v XXI veke. 2018. Issue 3 [Electronic resource]. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000046-7-1/ (accessed 02.07.2019). DOI: 10.18254/S0000046-7-1.

10. Sudakova N. Role and Place of Unincorporated Business Entities in Innovative Economy. Rossija i Amerika v XXI veke. 2010. №3. [Electronic resource]. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=220#_edn3 (accessed 01.06.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх