Отзвуки «блэкфейса» и менестрель-шоу в современной американской культуре: репрезентация афроамериканских женщин в гангста-рэпе

 
Код статьиS032120680006301-5-1
DOI10.31857/S032120680006301-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 9
Страницы108-125
Аннотация

В последние годы тема «блэкфейса» (blackface) вновь стала злободневной в американском обществе в связи со скандалами, разгоревшимися вокруг случаев его использования и даже упоминания о нём на публике. Блэкфейс — разновидность театрального грима для менестрель-шоу, представляющая собой карикатурное изображение лица чернокожего человека. Развлекательные представления, существовавшие более полутора веков и ставшие частью национальной американской культуры, сыграли значительную роль в укреплении и распространении стереотипов о характере и поведении афроамериканцев. В данной статье раскрываются основные причины, почему любая визуальная и костюмированная пародия на людей с тёмным цветом кожи сегодня считается абсолютно социально-неприемлемой. Рассматривается проблема воспроизведения негативных расовых стереотипов эпохи блэкфейса и шоу менестрелей в отношении афроамериканских женщин в современном американском гангста-рэпе; выделяются и описываются их характерные особенности. Репрезентация афроамериканских женщин в американской культуре всегда тесно и неразрывно связана с историей расизма и сексизма на территории США. Традиционно афроамериканка противопоставлялась идеальному образу белой женщины. Несмотря на то что такие известные и устойчивые карикатурные образы, как негритянка-«подхалимка», Мамушка, агрессивная Сапфир и гиперсексуальная Иезавель, со временем претерпели существенные изменения в связи с социально-политическими преобразованиями в США, их негативное наследие встречается и сегодня, в том числе и в самом афроамериканском сообществе.

Ключевые словаэтнические стереотипы, расизм, блэкфейс, менестрель-шоу, гангста-рэп, афроамериканское сообщество
Получено29.08.2019
Дата публикации29.08.2019
Кол-во символов41243
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние несколько лет в американских СМИ всё чаще стали упоминаться, казалось бы, уже забытые понятия — «блэкфейс» и «менестрель-шоу». В октябре 2018 г. американская телекомпания Эн-би-си (NBC) разорвала контракт с известной телеведущей Мегин Келли [1]. Волна возмущения всколыхнула всю страну после инцидента в прямом эфире, во время которого Мэгги употребила слово «блэкфейс», обсуждая со своими коллегами костюмы на Хэллоуин. Келли сказала, что белый человек, загримировавшись под чернокожего, неизбежно столкнётся с критикой — как и чернокожий, загримированный под белого. «Но что в этом расистского? Когда я была ребёнком, это считалось нормальным, если вписывалось в определённый образ», — заявила телеведущая. Слова Келли сочли расистскими. В том же месяце в Айове была уволена учительница младших классов за то, что на вечеринку по случаю праздника Хэллоуин она пришла в гриме блэкфейс [2]. В ноябре 2018 г. скандал разгорелся вокруг сотрудницы американской службы экспресс-доставок Ю-пи-эс (UPS) в штате Огайо. На своей странице в Фейсбуке она, белая американка, поместила фотографию, на которой была одета в ассоциирующуюся с афроамериканской «мамушкой» одежду, а её лицо было загримировано в стиле блэкфейс. Представитель компании заявил, что «Ю-пи-эс не потерпит ненависти, фанатизма и предрассудков» [3]. После чего эта сотрудница была уволена.

2

БЛЭКФЕЙС И МЕНЕСТРЕЛЬ-ШОУ

 

В чём же кроется причина настолько чувствительного отношения к жанру блэкфейс в американском обществе? Без сомнения, блэкфейс оставил глубокий след в американской культуре и его нельзя рассматривать вне истории жанра, напрямую связанного с расовыми предрассудками и системной дегуманизацией людей с тёмным цветом кожи.

3 Традиция гримироваться под негров была распространена в Америке ещё в конце XVII века в домашних спектаклях белых переселенцев [Johnson S., 2012]. К концу XVIII века чернокожие персонажи начали появляться на американской сцене, как правило, в роли прислуги. Однако самостоятельной формой развлекательного искусства чёрные менестрель-шоу (Black minstrels shows) стали в начале XIX века [Johnson S., 2012]. Представления были основаны на комическом воспроизведении расистских стереотипов по отношению к афроамериканцам. Артисты использовали театральный грим — блэкфейс (blackface — «чёрное лицо»), для создания которого сначала использовалась жжёная пробка, а затем — гуталин. Их типичный образ на сцене включал преувеличенно большие губы, курчавый спутанный парик, фрак, полосатые брюки и цилиндр или наоборот — лохмотья. Чаще всего костюмы представляли собой просто безвкусную комбинацию торжественной одежды [Johnson S., 2012]. В спектаклях показывали бытовые сцены из жизни и манеры негров, в основном в подчёркнуто неприглядном и уничижительном виде. Их изображали людьми второго сорта, от природы глупыми, распущенными и ленивыми, склонными к преступлениям, не способными разумно мыслить и управлять своей судьбой, подразумевая, что они нуждаются в руководстве белыми. Создание и воспроизводство этих стереотипов было обусловлено необходимостью оправдания расового неравенства. «Комичность менестрель-шоу зависела от грубой пародии на «чёрную» культуру американского Юга» [Bloomquist J., 2015: 412]. Традиционно представление сопровождалось негритянской музыкой и танцами, а также включало использование лингвистических особенностей так называемого «диалекта плантации», то есть афроамериканского варианта английского языка. Нельзя не отметить, что со временем в менестрель-шоу стали участвовать и настоящие афроамериканцы [Bloomquist J., 2015: 411-414].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1089

Оценка читателей: голосов 0

1. Агеев В.С. 1986. Психологическое исследование социальных стереотипов. Вопросы психологии. 1986. С. 87-99.

2. Липпман У. 2004. Общественное мнение. Москва. Институт Фонда «Общественное мнение». 384 с.

3. Миньяр-Белоручева А. П., Покровская М. Е., 2013. Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образы-персонификации и вербальные образы-антропонимы. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2013. №1. С. 52-65.

4. Себрюк А.Н. 2016. Образ мамушки как пример закрепления негативных стереотипов по отношению к афроамериканцам в американском варианте английского языка. Филологические науки в МГИМО. №6. C. 160-172.

5. Adams T., Fuller D. 2006. The Words Have Changed but the Ideology Remains the Same: Misogynistic Lyrics in Rap Music, Journal of Black Studies. Vol. 36, No. 6. P. 938-957.

6. Anderson L. 1997. Mammies no more: The changing image of black women on stage and screen. Lanham, MD: Rowman& Littlefield, 160 p.

7. Baker S. 2018. The History of Gangster Rap: From Schoolly D to Kendrick Lamar. Harry N. Abrams, 304 p.

8. Best S., Kellner D. 1999. Rap, Black Rage, and Racial Difference. Enculturation, Vol. 2, No. 2. 1999. Available at: http://www.enculturation.net.

9. Bloomquist J., 2015. The Minstrel Legacy: African American English and the Historical Construction of "Black" Identities in Entertainment. Journal of African American Studies 19. No. 4. p. 410-425.

10. Buchanan P. 2011. Radical Feminists: A Guide to an American Subculture. ABC-CLIO. Santa Barbara, California, 169 p.

11. Chaney C., Brown A., 2016. Representations and Discourses of Black Motherhood in Hip Hop and R&B over Time. Journal of Hip Hop Studies, Vol.3, No.1, p. 12 - 46.

12. Charnas D., 2010. The Big Payback: The History of the Business of Hip-hop. New American Library, 660 p.

13. Сollins P. 2000 .Black Feminist Thought: Knowledge, Consciousness and the Politics of Empowerment. New York: Routledge, 2000. 335 p.

14. Collins P., 2004. Black Sexual Politics: African Americans, Gender, and the New Racism. New York: Routledge. 374 p.

15. Collins P.,1998. Fighting words: Black women and the search for justice. Minneapolis. University of Minnesota Press, 344 p.

16. Donovan R., 2007. To blame or not to blame: Influences of target race and observer sex on rape blame attribution. Journal of Interpersonal Violence, Vol.22, No.6. Pp. 722–736.

17. Fanon F., 2008. Black skin, white masks. London: Pluto Press, 224 p.

18. Feagin J., 2000. Roots, Current Realities, and Future Reparations. New York: Routledge, 304 p.

19. Harris-Perry M., 2011. Sister Citizen: Shame, Stereotypes, and Black Women in America. Yale University Press. 400 p.

20. Hooks B., 1981. Ain’t I a woman: Black women and feminism. Boston: South End Press, 205 p.

21. Johnson S., 2012. Burnt Cork: Traditions and Legacies of Blackface Minstrelsy. University of Massachusetts Press, 280 p.

22. Lott E. 2013. Love and Theft: Blackface Minstrelsy and the American Working Class. New York: Oxford University Press, 328 p.

23. Mahar W., 1999. Behind The Burnt Cork Mask: Early Blackface Minstrelsy and Antebellum American Popular Culture. Illinois:University of Illinois, 472 p.

24. McElya M., 2007 Clinging to Mammy: The Faithful Slave in Twentieth Century America. Harvard University Press, 322 р.

25. Neal M., 1999. What the Music Said: Black Popular Music and Black Public Culture. New York: Routledge, 215 p.

26. Pough G., 2004. Check It While I Wreck It: Black Womanhood, Hip-Hop Culture, and the Public Sphere. Boston: Northeastern University Press, 256 p.

27. Powell C., 1991. Rap Music: An Education with a Beat from the Street. The Journal of Negro Education, 60(3), p. 245-259.

28. Quinn E., 2005. Nuthin’ but a ‘‘G’’ thang: The culture and commerce of gangsta rap. New York: Columbia University Press, 264 p.

29. Rebollo-Gil G., Moras A. 2012. Black Women and Black Men in Hip Hop Music: Mi-sogyny, Violence and the Negotiation of (White-Owned) Space. The Journal of Popular Culture, 45(1). P. 118–132.

30. Rose T. 1994. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America. Wesleyan University Press, 257 p.

31. Skeggs B., 1993. Two minute brother: Contestation through gender,`race' and sexuality. Innovation: The European Journal of Social Sciences. Vol. 6, No.3. P. 299-322.

32. Smith C., 1997. Method in the madness: Exploring the boundaries of identity in hip hop performativity. Social Identities. No.3. P. 345-374.

33. Smitherman G., 1997. The chain remain the same: Communicative practices in the hip-hop nation. Journal of Black Studies. No. 28. P. 3-25.

34. Stephens D., Few A., 2007. The effects of images of African American women in hip hop on early adolescents’ attitudes toward physical attractiveness and interpersonal relationships. Sex Roles. Vol. 56. No. 4. P. 251–264.

35. Taylor Y, Austen J., 2012. Darkest America: Black Minstrelsy from Slavery to Hip Hop. W. W. Norton & Company, 368 p.

36. Tyree T., 2009. ‘Lovin' Momma and Hatin' on Baby Mama: A Comparison of Misogynistic and Stereotypical Representations in Songs about Rappers' Mothers and Baby Mamas. Women & Language. Vol. 32, No. 2. P.50-58.

37. Watkins S., 2001. A Nation of Millions: Hip Hop Culture and the Legacy of Black Nationalism. The Communication Review. No.4. P. 373–398.

38. Weitzer R., Kubrin C. 2009. Misogyny in rap music: a content analysis of prevalence and meanings. Men and Masculinities, 12 (1). P. 3–29.

39. White D., 1985.Ar’nt I a woman? Female slaves in the plantation South. New York: Norton. 216 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх