Православная Америка: прошлое и настоящее

 
Код статьиS032120680005968-8-1
DOI10.31857/S032120680005968-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 8
Страницы75-91
Аннотация

Анализ основных этапов эволюции православия в США и тенденции его современного развития показывает, что современная православная Америка представляет собой напластование культурных слоев нескольких столетий, в основе которых лежит русский слой, заложенный ещё первыми русскими миссионерами на Аляске. Кратко прослеживается дальнейшее превращение русского православия от «церкви диаспоры» до поместной американской церкви к началу XX века, а также траектории развития трёх основных русских православных юрисдикций в США – Православной церкви в Америке, Русской православной церкви за границей и приходов Московского патриархата. Основное внимание в статье уделяется анализу современного состояния американского православия в этих юрисдикциях на основе социологических исследований: его месту в общем религиозном ландшафте США, особенностям географического распределения православных приходов, социально-демографическим характеристикам православного клира и паствы, степени интегрированности этих юрисдикций в американское общество, причинам малой распространённости православия в США по сравнению с основными религиозными конфессиями этой страны. Делается вывод о том, что, несмотря на свою малочисленность, православие в США прочно укоренилось в американском обществе и имеет неплохие перспективы дальнейшего развития.

Ключевые словаправославие, РПЦ, РПЦЗ, Православная церковь в Америке, Русская духовная миссия на Аляске, православные приходы
Получено02.08.2019
Дата публикации02.08.2019
Кол-во символов39108
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных США насчитывается несколько сотен религиозных конфессий, представлены все мировые религии и большая часть локальных религий. Так, Религиозная перепись США 2010 г. содержит сведения о 236 религиозных группах [1]. Своё особое место в этом религиозном калейдоскопе занимает православное христианство. По сравнению с протестантизмом, католичеством и даже иудаизмом оно весьма скромное по численности, но очень важное для русских людей, как в самих США, так и за их пределами. Православная Америка – это особый мир духовного и евхаристического общения, основанного на многовековой традиции, восходящей к эпохе Иисуса Христа и апостолов. Она является частью вселенского православия и включает в себя не только «традиционных» православных – людей с греческими, русскими, балканскими и восточноевропейскими корнями, но и коренных американцев, которые обрели в православии свое духовное пристанище. В культурологическом смысле современная православная Америка представляет собой напластование культурных слоёв нескольких столетий, в основе которых лежит русский слой. Заимствуя выражение выдающегося православного богослова русской Америки прот. А. Шмемана, можно сказать, что современное американское православие выросло «из русского корня» [Григорьeв Д., 2007].

2

ИСТОКИ

 

Первые православные появились в Америке ещё в колониальный период. В 1768 г. шотландский предприниматель Эндрю Тернбулл основал во Флориде поселение, которое назвал Новой Смирной в честь родины своей жены-гречанки, древнего города Смирны в Малой Азии. В качестве колонистов Тернбулл набрал православных греков. Однако условия жизни в Новой Смирне оказались чрезвычайно тяжёлыми, многие колонисты умерли, а оставшиеся в живых перебрались в ближайший город Сент-Огастин [Erickson, J., 2008].

3 Настоящее проникновение православия на Североамериканский континент началось в конце XVIII века с русской духовной миссии на Аляске – тогдашней далёкой колонии Российской империи. Вскоре после образования в 1784 г. первого русского торгового поселения на острове Кадьяк его основатель, купец Г.И. Шелихов, обратился в Святейший Правительствующий Синод с просьбой прислать туда священников для духовного окормления русского населения колонии и обращения в православие местных туземцев. Императрица Екатерина II поддержала его инициативу, наказав петербургскому митрополиту Гавриилу (Петрову) подобрать небольшую группу миссионеров. В 1794 г. восемь монахов Валаамского и Коневецкого монастырей во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым) начали своё нелёгкое служение на этой необжитой суровой земле. Ещё через два года Священный Синод учредил Кадьякское викариатство, назначив епископом Иоасафа, который, к несчастью, вскоре утонул во время кораблекрушения. Оставшись без руководства и подвергаясь притеснениям со стороны начальства Русской Американской компании, епархия стала чахнуть, и Священный Синод постановил было закрыть её, но после вмешательства императора Александра I Св.Синод стал снова посылать на Аляску священников [Смолич И.К., 1997: 271-272].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 989

Оценка читателей: голосов 0

1. Анашкин Д., 2013. Церковный консерватизм в современном обществе. Available at: http://www.rocorstudies.org/2013/12/31/tserkovny-j-konservatizm-v-sovremennom-obshhestve (accessed 02.12.2018).

2. Григорьев Д., прот., 2007. От Древнего Валаама до Нового Света. Православная миссия в Северной Америке. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007, 209 с.

3. Климент (Капалин), митрополит., 2009. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 604 с.

4. Красиков А., 2005. Русское православие на родине и в Америке: диалог цивилизаций? // Российско-американские отношения в условиях глобализации. Под ред. Е. Алексеевой. М.: Институт Дж. Кеннана, с. 25-49.

5. Печатнов В.О., Печатнов В.В., 2018. Меняющийся религиозный ландшафт Америки // Мировая экономика и международные отношения. 62, № 9, с. 48-59.

6. Письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского. Собран. И.В. Барсуковым: в 3 кн. СПб.: Синодальная типография, 1901. Кн. 3.

7. Попов А.В., 2005. Русское православное зарубежье: история и источники. М.: ИПВА, 2005.

8. Смолич И.К., 1997. История Русской Церкви: 1700-1917. В 2 ч. Ч. 2. М.: Валаамский монастырь, 1997.

9. Erickson J., 2008. Orthodox Christians in America. A Short History. New York: Oxford University Press.

10. Jones R., Cox D. 2017. America’s Changing Religious Identity. Findings from the 2016 American Values Atlas. Available at: http://www.prri.org/wp-content/uploads/2017/09/PRRI-Religion-Report.pdf (accessed 25.10.2018).

11. Krindatch A., 2008. The Orthodox Church Today. A National Study of Parishioners and the Realities of Orthodox Parish Life in the USA. Berkeley, CA: Patriarch Αthenarogas Orthodox Institute Press. Available at: https://www.hartfordinstitute.org/research/OrthChurchFullReport.pdf (accessed 03.12.2018).

12. Krindatch A., 2018. Orthodox Christian Churches in 21st Century America. A Parish Life Study. Available at: http://www.assemblyofbishops.org/assets/files/studies/2018-01-Orthodox Church-es in21st Century America Final. Pdf (accessed 03.12.2018).

13. Stokoe M., Kishkovsky L., 1995. Orthodox Christians in North America. Wayne, NJ: Orthodox Christian Publication Center.

14. Tarasar C. (ed.), 1975. Orthodox America, 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America. Syosset, N.Y.: The Orthodox Church in America, Dept. of History and Archives.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх