Подходы администраций Б. Обамы и Д. Трампа к развитию ПРО (сравнительный анализ)

 
Код статьиS032120680005614-9-1
DOI10.31857/S032120680005614-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 7
Страницы20-38
Аннотация

Обзорные доклады по противоракетной обороне (ПРО) 2010 и 2019 гг. являются главными документами по политике США в сфере ПРО в начале XXI века. Сравнительный анализ этих двух документов отражает основные направления эволюции в подходах США к разработке и развёртыванию ПРО от администрации Б. Обамы (2009–2017 гг.) к администрации Д. Трампа (с 2017 г.). Структуры обоих документов, если анализировать их по главам, довольно схожи. «Обзор ПРО-2010 г.» был выпущен во время второго года президентства Б. Обамы. В нём указывались только угрозы баллистических ракет для территории США, их вооружённых сил и союзников в трёх регионах мира. В «Обзоре ПРО-2019 г.» содержится более широкий спектр угроз: кроме оценки угроз баллистических ракет, он включает обзор опасностей, которые представляют крылатые ракеты и гиперзвуковые планирующие блоки для территории и ВС США и их союзников; противоспутниковые, противовоздушные и противоракетные системы охарактеризованы как угрозы для сил и средств США. Дальнейшее развитие в документе 2019 г. получили роль и стратегия ПРО, в нём также представлены новые концепции и системы ПРО. Более того, названы новые регионы и направления сотрудничества в сфере ПРО, значительные перемены содержатся в главе об организации программ противоракетной обороны. Все эти изменения свидетельствуют об основном направлении эволюции политики США в сфере ПРО: к более эшелонированой и интегрированной архитектуре ПРО, хотя многие фундаментальные её черты были заложены ещё в «Обзоре ПРО-2010 года».

Ключевые словабаллистические ракеты, крылатые ракеты, гиперзвуковые планирующие блоки, операции «до пуска», сотрудничество/взаимодействие, «развитие по спирали», «испытай, потом покупай»
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Анализ и прогноз новых глобальных вызовов и возможностей для России" на 2018-2020 гг. Проект "Политика США в сфере безопасности в современном мире и российско-американские отношения".
Получено09.07.2019
Дата публикации10.07.2019
Кол-во символов45612
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Традиционно каждая американская администрация выпускает серию документов, в которых излагает взгляды на состав и масштабы текущих угроз национальной безопасности США, а также очерчивает контуры своей военной политики в определённых сферах. Администрацией Д. Трампа уже были выпущены в 2017 г. «Стратегия национальной безопасности» (National Security Strategy), в 2018 г. «Стратегия национальной обороны» (National Defense Strategy), «Обзор ядерной политики» (Nuclear Posture Review). 17 января 2019 г. вышел в свет «Обзор противоракетной обороны» (далее «Обзор-2019»), который стал четвёртым программным документом действующей американской администрации в сфере обороны и безопасности и вторым в истории США документом о политике по ПРО. Первый был выпущен администрацией Б. Обамы в 2010 г. (далее «Обзор-2010»). Оба документа были составлены Министерством обороны по запросу Конгресса и президента США. В них излагается текущее состояние программ и систем ПРО, их состав, планы развития, очерчены приоритеты, которых придерживаются США в проведении этого сегмента военной политики.

2 Выход «Обзора-2019» ожидался ещё в феврале прошлого года. Однако его авторам пришлось пересмотреть практически готовый текст документа в связи с выступлением президента РФ В.В. Путина с ежегодным Посланием Федеральному собранию России, в котором была предана гласности информация о перспективных российских разработках в военно-стратегической сфере. Сложно предположить, каков был текст документа за год перед этим, но озвученные президентом России данные произвели ошеломляющее впечатление: 40 раз в «Обзоре-2019» упоминается, например, «гиперзвуковое оружие» (в «Обзоре-2010» – ни одного раза).
3

Сравнительный анализ двух основополагающих в области ПРО документов 2010 г и. 2019 г. – с учётом мнений и выводов ведущих специалистов по этой теме В РФ и за рубежом* – позволяет выявить те изменения, которые произошли в формулировании политики США в данной сфере за прошедшие девять лет.

* Среди российских, кроме сотрудников Института США и Канады РАН [Десять лет без Договора по ПРО ,2012; Есин А.И., 2017], можно отметить экспертов из Института мировой экономики и международных отношений РАН [Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество, 2012]. Также политика США в сфере ПРО упоминается в трудах специалистов МГУ им. М.В. Ломоносова (Кокошин А.А., Веселов В.А., Фененко А.В.), ПИР-Центра (Бужинский Е.П., Баклицкий А.А.) и других. Среди зарубежных специалистов, занимающихся проблематикой ПРО, самой многочисленной группой являются американские. В США в настоящее время изучением проблемы ПРО наиболее активно занимаются эксперты из Ассоциации по контролю над вооружениями, Брукингского института, а также Союза обеспокоенных учёных, Центра по контролю над вооружениями Гудзоновского института.
4

СРАВНЕНИЕ СТРУКТУР ОБЗОРОВ

 

Структуры обоих документов имеют примерно одинаковую логику, продиктованную стремлением к совершенствованию возможностей «щита» против новых возможностей «меча». Оценивая текущие и перспективные угрозы национальной безопасности США, оба документа предлагают возможные варианты противодействия этим угрозам с помощью развития определённых направлений (архитектуры, технологий, программ) строительства национальной и региональной ПРО. Причём основным направлением этого строительства всегда является курс на «опережение» потенциального противника.

5 Оба документа открываются вступительным словом министра обороны (в 2010 г. – Р. Гейтса, в 2019 г.– П. Шанахана), затем следуют резюме, вступление, основные главы и в завершение – общие выводы.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 998

Оценка читателей: голосов 0

1. Десять лет без Договора по ПРО. Проблема противоракетной обороны в российско-американских отношениях. Научный доклад / Под ред. С.М. Рогова. М.: ИСКРАН, 2012. 76 с.

2. Есин В.И. Американская и российская системы противоракетной обороны и стратегическая стабильность. Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2017, № 4, с. 3-41.

3. Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? / Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина. М.: РОССПЭН, 2012, 367 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх