Мифологемы К. Бальмонта в поэзии И. Северянина: подражание или пародия?

 
Код статьиS013160950004531-8-1
DOI10.31860/0131-6095-2019-1-117-129
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 1
Страницы117-129
Аннотация

В статье анализируются переклички между творчеством К. Бальмонта и И. Северянина и делается вывод, что младший современник не просто учился у старшего собрата по перу, перенимая мотивы и образы, но и трансформировал его поэтику с помощью пародийных приемов: травестии, гиперболизации, гротеска, парадокса, шаржирования и др. Художественный эффект ряда северянинских стихотворений достигается за  счет  столкновения разных стилистических кодов или  «голосов», в результате чего  создаются многоплановые, внутренне напряженные иронические произведения.

Ключевые словаИ. Северянин, К. Бальмонт, ирония, пародия, символизм, постсимволизм, эгофутуризм, мифопоэтика
Источник финансированияИсследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02709).
Получено27.03.2019
Дата публикации29.03.2019
Кол-во символов43793
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1365

Оценка читателей: голосов 0

1. Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. СПб.; М., 2002.

2. Баймуратова А. С. Окказиональные имена на -ость в поэзии И. Северянина и К. Бальмонта // Русская речь. 2011. № 4.

3. Бальмонт К. Собр. соч.: В 2 т. М., 1994.

4. Богомолов Н. А. Постсимволизм (общие замечания) // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов): В 2 кн. М., 2001. Кн. 2.

5. Брюсов В. Соч.: В 2 т. М., 1987.

6. Волошин М. О модных позах и трафаретах // Северянин И. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.

7. Гиппиус З. Живые лица. М., 2002.

8. Глумов А. Нестертые строки // Игорь Северянин глазами современников. СПб., 2009.

9. Горький М. Из писем // Игорь Северянин глазами современников. СПб., 2009.

10. Грякалова Н. Ю. Травестия и трагедия: Литературные призраки Бориса Поплавского // Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо. СПб., 2008.

11. Долинин К. А. Стилизация // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1972. Т. 7.

12. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

13. Исупов К. Г. Историко-бытовые архетипы в творческом поведении Северянина // О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции. Череповец, 1987.

14. Крохина Н. П. Архетип солнца в творчестве К. Д. Бальмонта // Известия Волгоградского гос. педагогического ун-та. 2010. № 1 (54).

15. Кушлина О. Б. Поэт вышел за папиросами // Русская литература ХХ века в зеркале пародии: Антология. М., 1993.

16. Лосев А. Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли. М., 1966.

17. Минералова И. Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. М., 2009.

18. Морозов А. А. Пародия как литературный жанр (к теории пародии) // Русская литература. 1960. № 1.

19. Мочульский К. Игорь Северянин. Менестрель. Новейшие поэзы // Игорь Северянин. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.

20. Новиков В. И. Книга о пародии. М., 1989.

21. Петрова Н. А. Фиолетовый, лиловый, сиреневый // Миф–фольклор–литература. Па- мяти И. В. Зырянова. Пермь, 2008.

22. Петрова Н. Г. Коммуникативные универсалии в поэтических дискурсах К. Бальмонта и И. Северянина // Вестник Томского гос. педагогического ун-та. 2014. № 9 (150).

23. Прокофьев Д. С. Словарь литературного окружения Игоря Северянина. Псков, 2007.

24. Садовской Б. А. Озимь: Статьи о русской поэзии. К. Бальмонт. А. Блок. В. Брюсов. И. Северянин. Футуристы. Пг., 1915.

25. Северянин И. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / Сост. В. Н. Терёхина, Н. И. Шубникова-Гусева. М., 2004 (сер. «Литературные памятники»).

26. Северянин И. Полн. собр. соч.: В 1 т. М., 2014.

27. Семеновская С. А. Словообразовательная модель и языковая личность (на материале произведений К. Бальмонта и И. Северянина) // Предложение и текст. Саратов, 1999.

28. Силард Л. Масонская утопия в романе Б. Пильняка «Голый год» // Letterature Straniere dell’Universita di Sassari. Sassari, 2000.

29. Спасский С. Маяковский и его спутники. Л., 1940.

30. Спивак М. Л. «О, дети солнца, как они прекрасны!»: Андрей Белый — К. Д. Бальмонт — Ф. М. Достоевский — В. В. Розанов // Русская литература. 2017. № 1.

31. Сто одна поэтесса Серебряного века. СПб., 2000.

32. Терехина В. Н. Столетие русского футуризма: заметки исследователя // Современное есениноведение. 2015. № 1 (32).

33. Терехина В. Н., Шубникова-Гусева Н. И. «За струнной изгородью лиры…»: Научная биография Игоря Северянина. М., 2015.

34. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

35. Тяпков С. Н. Русские символисты в литературных пародиях современников. Иваново, 1980.

36. Chambers R. Parody. The Art that plays with Art. New York, 2010.

37. Hutcheon L. A theory of parody: the teachings of twentieth-century art forms. New York, 1985.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх