Дифференцированное сотрудничество: современные американо-швейцарские отношения

 
Код статьиS032120680004155-4-1
DOI10.31857/S032120680004155-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 3
Страницы51-67
Аннотация

В статье проанализированы актуальные и представлены перспективные тенденции развития двусторонних отношений Соединённых Штатов и Швейцарской Конфедерации, часто называемых братскими республиками (sister republics). Автор выдвинул гипотезу о формирующейся в настоящее время швейцарской модели взаимодействия с США, которая может быть частично или полностью использована «малыми» и «средними» европейскими странами и обеспечить сохранение и укрепление их независимости в рамках сетевого суверенитета. В этом контексте поднимается проблема политической слабости Америки и её последствий для коллективного Запада и западных ценностей. Выбранный автором ракурс анализа придаёт статье дискуссионный характер. Статья может быть полезна при подготовке сценариев будущих американо-европейских отношений.

Ключевые словаСША, Швейцария, двусторонние отношения, сетевой суверенитет, европейская безопасность
Получено05.03.2019
Дата публикации13.03.2019
Кол-во символов42758
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Соединённые Штаты в стратегических приоритетах Швейцарии

 

США ведут борьбу за сохранение лидерства и влияния в мире. Однако многие страны, в том числе и Швейцария, со скепсисом относятся к возможным результатам американских усилий. Сомнения в лидерской роли США появились отнюдь не с приходом в Белый дом президента Д. Трампа. Для Швейцарии они сформировались в ходе упорной работы над построением модели относительно равных и предсказуемых торговых отношений с американцами в период холодной войны [Синдеев А.А., 2018]. Глобализация предоставила швейцарцам шанс, не отказываясь от контактов с Америкой, попытаться поработать над значительно бо̒льшей диверсификацией политического и экономического сотрудничества, над повышением самостоятельности и дееспособности. Подтверждением этого вывода является «Внешнеполитическая стратегия...» 2016 года1.



1. Здесь и далее «Внешнеполитическая стратегия...» цит. по: Aussenpolitische Strategie 2016–2019: Bericht des Bundesrates über die Schwerpunkte der Legislatur. Bern: EDA, 2016. 39 S.
2 С учётом того, что окружение Швейцарии, как зафиксировано в этом документе, находится в «ускоренном изменении», а стране «как среднему по величине европейскому государству» приходится во многом рассчитывать на «терпение и выдержку», позитивное оформление глобализации становится первоочередной стратегической задачей. В связи с этим Соединённые Штаты были бы интересны как государство, готовое брать на себя ответственность, участвовать в определении правил глобализации, создании системы относительно справедливого допуска к ресурсам, т.е. как государство, способное стать лидером нового типа.
3 Роль лидера глобализации отличается от роли лидера западного лагеря периода холодной войны, по крайней мере, по трём признакам: 1) такому лидеру пришлось бы проводить политику, в которой предусматривалось бы постепенное достижение справедливых правил (со)участия различных стран в развитии и (или) построении мультилатеральных институтов и относительно единой глобализационной системы; 2) от него потребовалось бы ситуативное выполнение функций третейского судьи и медиатора; 3) ему предстояло бы активно задействовать собственные национальные ресурсы во имя общей цели, плоды которой, возможно, удастся получить – да и то не в задуманном виде – только в отдалённом будущем.
4 Элиты США едва ли согласны идти по пути использования национального потенциала, вложения материальных и финансовых ресурсов во имя идеи справедливого мироустройства, подвергая себя риску столкнуться с непониманием и открытым протестом собственного электората, поскольку в любой стране – и Соединённые Штаты не являются исключением – помимо «позитивного оформления глобализации» всегда есть задачи, решение которых составляет актуальную повестку дня [Самуйлов С.М., 2017: 82-85].
5 Американский проект мироустройства, если о нём можно вести речь, превращается для Швейцарии в один из потенциальных, но отнюдь не главных маршрутов. Свидетельством этому служит ставший традиционным анализ возможностей США как супердержавы. К примеру, во «Внешнеполитической стратегии...» констатируется, что «...униполярная фаза оказалась короткой. Геополитические тектонические сдвиги, которые после 1989 г. были сначала едва заметны и ощутимы, усилились на глазах и должны в последующие годы влиять на мировую политику», приводя среди прочего к снижению влияния коллективного Запада. Часть держав, осознавая ограниченность собственных возможностей, сделала ставку на региональное доминирование и глобальное соучастие, что укрепляет «тренд к... мультиполярному и фрагментированному миру с различными, более регионально ориентированными центрами».

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1221

Оценка читателей: голосов 0

1. Самуйлов С.М. О роли и проблемах США и России в меняющемся мире // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 2. С. 68-85.

2. Синдеев А.А. Противоречивое сотрудничество: хроника американо-швейцарских отношений в период холодной войны // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 7. С. 107-118.

3. Смирнов П.Е. Политика администрации Трампа на трансатлантическом направлении и российский фактор // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 11. С. 38-53.

4. Трофимова О.Е. Отношения Швейцарии и ЕС: интеграция без вступления // Международная жизнь. 2018. № 11. С. 138-154.

5. Farrow R. Das Ende der Diplomatie: warum der Wandel der amerikanischen Außenpolitik für die Welt so gefährlich ist. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 2018. 478 S.

6. Goldgeier J., Saunders E.-N. The Unconstrained Presidency: Checks and Balances Eroded Long Before Trump // Foreign Affairs: World War Web. The Fight for the Internet's Future. 2018 (September/October).

7. Gordon P. A Vision of Trump at War: How the President Could Stumble Into Conflict // Foreign Affairs: Present at the Destruction? Trump in Practice. 2017 (May/Juni).

8. Gratwohl N. Was bedeutet die US-Steuerreform für die Schweiz? // Neue Zürcher Zeitung. 2017. 21. Dezember.

9. Grünenfelder P., Schellenbauer P. (Hg.) Weissbuch Schweiz: Sechs Skizzen der Zukunft. Zürich: Avenir Suisse, 2018. 222 S.

10. Paulson J. Trump and the Economy: How to Jump-Start Growth // Foreign Affairs: Trump Time. 2017 (March/April). Vo. 96. Nr. 2. P. 8-11.

11. Ramsauer R. Die Schweiz in der internationalen Zusammenarbeit: Erfahrungen zwischen Staat und Privatwirtschaft. Bern: Stampfli Verlag, 2017. 199 S.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх