Современное американское кино и неолиберальная идеология

 
Код статьиS032120680003769-9-1
DOI10.31857/S032120680003769-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 2
Страницы112-127
Аннотация

Автор пытается проанализировать связь между кинематографическими нарративами и текущими социально-политическими и идеологическими дискурсами неолиберального капитализма. На примере популярных картин показывается, как голливудское кино воспроизводит и подкрепляет (а иногда оспаривает и подрывает) неолиберальные принципы свободного рынка, индивидуализма и американского эксепционализма. Среди затрагиваемых тем: классовые конфликты, раса, гендер, сексуальность, семейные ценности и многое другое.

Ключевые словакино, неолиберализм, неоконсерватизм, фильмы о супергероях, Трамп
Получено01.02.2019
Дата публикации06.02.2019
Кол-во символов47690
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Уточним, прежде всего, что понимается под термином «неолиберализм» в контексте данной статьи.
2 В опубликованной в Лондоне и Нью-Йорке в 2018 г. издательством «Рутледж» книге «Современное кино и неолиберальная идеология» американский исследователь К. Фешами даёт следующее определение неолиберализму: это господствующая политическая и экономическая система, а также доминирующая идеология во всём мире, предполагающая совокупность дискурсов, политических ориентаций и экономических связей, которые поддерживают свободные, нерегулируемые рынки, эмансипированные от государственного вмешательства (через политику жёсткой экономии и приватизацию), финансиализацию и коммодификацию большинства аспектов жизни (от базовых потребностей до творческого потенциала), подъём технократии в ущерб демократии, а также ставку на индивидуализм, получившую распространение в США и Европе после экономических потрясений 1970-х годов и напрямую связанную с упадком дисциплинарного общества, устареванием фордистской системы организации производства и поражением кейнсианской модели общества всеобщего благосостояния. Неолиберализм представляет собой лишь один из аспектов, хотя и важный, более значительной трансформации и реструктуризации, ставших возможными благодаря ключевым разработкам в сфере коммуникационных технологий и «дисциплинизации»/ «флексибилизации» рабочей силы, в рамках системы капитализма, приобретшего поистине глобальный масштаб [Contemporary Cinema and Neoliberal Ideology. 2018: 45].
3 Ключевой составляющей неолиберальной политики является континуальный кризис. Идеологи неолиберализма соглашаются с Марксом в том, что кризис – структурная характеристика капитализма, но рассматривают его как здоровое явление, способствующее регенерации экономики («созидательное разрушение», прибегая к терминологии экономиста Йозефа Шумпетера).
4 В связи с неолиберализмом широкое употребление также приобрёл термин «капитализм катастроф», популяризированный Наоми Кляйн в её книге «Шоковая доктрина». В ней автор демонстрирует, как насильственное внедрение неолиберальной экономической доктрины повсеместно сопровождалось пытками, милитаризацией и утратой гражданских свобод.
5 Священной «коровой» неолиберализма является предпринимательство, сменившее «демократическую гражданственность». Все люди – предприниматели, антрепренёры собственной жизни. Неолиберальная идеология формирует саму реальность вокруг, пронизывая образ жизни, речь, манеру одеваться, поведение, ценности, отношение к телу и т.п., переносит логику рынка на все сферы человеческого существования, включая романтические знакомства, брачные отношения, физические упражнения, способы творчества и досуга [Brown W. 2015: 177]. Вводится понятие «рынка идентичности», где потребление рассматривается как неотъемлемая часть идентичности. (веганский продукт, женская ферма по производству сыра и т.п.). Часто употребляются такие, например, выражения, как «социальный капитал», «эмоциональное инвестирование» и т.п., для определения рыночной ценности субъектов. Точно таким же образом неолиберализм регламентирует и культурное производство, в том числе кинопроизводство.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1382

Оценка читателей: голосов 0

1. Делилло Д. 2003. Белый шуm. M.: Эксмо, 624 c.

2. Balio T. 2013. The Globalization of Hollywood in the 1990s. London, New York, Routhledge, 338 p.

3. Brown Wendy. 2015. Undoing the Demos: Neoliberalism’s Stealth Revolution. Brooklyn: Zone Books. 292 p.

4. Contemporary Cinema and Neoliberal Ideology. 2018. London and New York. Routledge. 252 p.

5. Davis Mike and Monk Daniel Bertrand. 2007. Evil Paradises: Dreamworlds of Ne-oliberalism. New York: The New York Press. 336 p.

6. Dean Jodie. 2009. Democracy and Other Neoliberal Fantasies – Communicative Capitalism and Left Politics. Duke University Pres: Durham & London, 232 p.

7. Dittmer Jason. 2012. Captain America and the Nationalist Superhero: Metaphors, Narratives, and Geopolitics. Philadelphia, Temple University Press, Ch. 1.

8. Harvey David. 2013. Rebel Cities. From the Right to the City of Urban Revolution. London. Verso, 208 p.

9. Hassler-Forest Dan. 2012. Capitalist Superheroes: Caped Crusaders in the Neoliber-al Age. Zero Books, 285 p.

10. Heller Dana, ed. 2005. The Selling of 9/11: How a National Tragedy Became a Commodity. Basingstroke: McMillan, 296 p.

11. Jenkins Henry. 2008. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York. New York University Press, 308 p.

12. Mazierska Eva and Kristensen Lars. Eds. 2018. Contemporary Cinema and Neolib-eral Ideology. London and New York. Routledge. 252 p.

13. Mortimer Claire. 2010 Romantic Comedy. London and New York: Routledge, 2010, 33 p.

14. Wright Bradford. 2001. Comic Book Nation: The Transformation of Youth Culture in America. Baltimore and London: Johns Hopkins University Press, 360 p.

15. Zizek Slavoy. 2004. Iraq: The Borrowed Kettle. London and New York: Verso, 192 p.

16. Zizek Slavoy. 2009. First as Tragedy, Then as Farce. London and New York: Verso, 157 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх