Contemporary American Cinema and Neoliberal Ideology

 
PIIS032120680003769-9-1
DOI10.31857/S032120680003769-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameUSA & Canada: ekonomika, politika, kultura
EditionIssue 2
Pages112-127
Abstract

The author is trying to examine the relationship between cinematic narratives and contemporary socio-political and ideological discourses of neoliberal capitalism. Through popular movies it is shown how Hollywood cinema echoes, reinforces (and occasionally contest and subvert) neoliberal principles of free market, individualism and American exceptionalism. Topics addressed include class conflicts, race, gender, sexuality, family values and many more.

Keywordsfilm, neoliberalism, neoconservatism, superhero movies, Trump
Received01.02.2019
Publication date06.02.2019
Number of characters47690
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Уточним, прежде всего, что понимается под термином «неолиберализм» в контексте данной статьи.
2 В опубликованной в Лондоне и Нью-Йорке в 2018 г. издательством «Рутледж» книге «Современное кино и неолиберальная идеология» американский исследователь К. Фешами даёт следующее определение неолиберализму: это господствующая политическая и экономическая система, а также доминирующая идеология во всём мире, предполагающая совокупность дискурсов, политических ориентаций и экономических связей, которые поддерживают свободные, нерегулируемые рынки, эмансипированные от государственного вмешательства (через политику жёсткой экономии и приватизацию), финансиализацию и коммодификацию большинства аспектов жизни (от базовых потребностей до творческого потенциала), подъём технократии в ущерб демократии, а также ставку на индивидуализм, получившую распространение в США и Европе после экономических потрясений 1970-х годов и напрямую связанную с упадком дисциплинарного общества, устареванием фордистской системы организации производства и поражением кейнсианской модели общества всеобщего благосостояния. Неолиберализм представляет собой лишь один из аспектов, хотя и важный, более значительной трансформации и реструктуризации, ставших возможными благодаря ключевым разработкам в сфере коммуникационных технологий и «дисциплинизации»/ «флексибилизации» рабочей силы, в рамках системы капитализма, приобретшего поистине глобальный масштаб [Contemporary Cinema and Neoliberal Ideology. 2018: 45].
3 Ключевой составляющей неолиберальной политики является континуальный кризис. Идеологи неолиберализма соглашаются с Марксом в том, что кризис – структурная характеристика капитализма, но рассматривают его как здоровое явление, способствующее регенерации экономики («созидательное разрушение», прибегая к терминологии экономиста Йозефа Шумпетера).
4 В связи с неолиберализмом широкое употребление также приобрёл термин «капитализм катастроф», популяризированный Наоми Кляйн в её книге «Шоковая доктрина». В ней автор демонстрирует, как насильственное внедрение неолиберальной экономической доктрины повсеместно сопровождалось пытками, милитаризацией и утратой гражданских свобод.
5 Священной «коровой» неолиберализма является предпринимательство, сменившее «демократическую гражданственность». Все люди – предприниматели, антрепренёры собственной жизни. Неолиберальная идеология формирует саму реальность вокруг, пронизывая образ жизни, речь, манеру одеваться, поведение, ценности, отношение к телу и т.п., переносит логику рынка на все сферы человеческого существования, включая романтические знакомства, брачные отношения, физические упражнения, способы творчества и досуга [Brown W. 2015: 177]. Вводится понятие «рынка идентичности», где потребление рассматривается как неотъемлемая часть идентичности. (веганский продукт, женская ферма по производству сыра и т.п.). Часто употребляются такие, например, выражения, как «социальный капитал», «эмоциональное инвестирование» и т.п., для определения рыночной ценности субъектов. Точно таким же образом неолиберализм регламентирует и культурное производство, в том числе кинопроизводство.

Number of purchasers: 3, views: 1378

Readers community rating: votes 0

1. Delillo D. 2003. Belyj shum. M.: Ehksmo, 624 c.

2. Balio T. 2013. The Globalization of Hollywood in the 1990s. London, New York, Routhledge, 338 p.

3. Brown Wendy. 2015. Undoing the Demos: Neoliberalism’s Stealth Revolution. Brooklyn: Zone Books. 292 p.

4. Contemporary Cinema and Neoliberal Ideology. 2018. London and New York. Routledge. 252 p.

5. Davis Mike and Monk Daniel Bertrand. 2007. Evil Paradises: Dreamworlds of Ne-oliberalism. New York: The New York Press. 336 p.

6. Dean Jodie. 2009. Democracy and Other Neoliberal Fantasies – Communicative Capitalism and Left Politics. Duke University Pres: Durham & London, 232 p.

7. Dittmer Jason. 2012. Captain America and the Nationalist Superhero: Metaphors, Narratives, and Geopolitics. Philadelphia, Temple University Press, Ch. 1.

8. Harvey David. 2013. Rebel Cities. From the Right to the City of Urban Revolution. London. Verso, 208 p.

9. Hassler-Forest Dan. 2012. Capitalist Superheroes: Caped Crusaders in the Neoliber-al Age. Zero Books, 285 p.

10. Heller Dana, ed. 2005. The Selling of 9/11: How a National Tragedy Became a Commodity. Basingstroke: McMillan, 296 p.

11. Jenkins Henry. 2008. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York. New York University Press, 308 p.

12. Mazierska Eva and Kristensen Lars. Eds. 2018. Contemporary Cinema and Neolib-eral Ideology. London and New York. Routledge. 252 p.

13. Mortimer Claire. 2010 Romantic Comedy. London and New York: Routledge, 2010, 33 p.

14. Wright Bradford. 2001. Comic Book Nation: The Transformation of Youth Culture in America. Baltimore and London: Johns Hopkins University Press, 360 p.

15. Zizek Slavoy. 2004. Iraq: The Borrowed Kettle. London and New York: Verso, 192 p.

16. Zizek Slavoy. 2009. First as Tragedy, Then as Farce. London and New York: Verso, 157 p.

Система Orphus

Loading...
Up