Прокитайское лобби в США. Основные направления деятельности

 
Код статьиS032120680003768-8-1
DOI10.31857/S032120680003768-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель-практик
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 2
Страницы98-111
Аннотация

В статье исследуются основные направления деятельности прокитайского лобби в США в общем контексте американо-китайских отношений с момента их официального установления в 1979 г. до настоящего времени. Речь идёт о лобби, представляющем интересы КНР. Рассматриваются основные прокитайские группы давления: китайские дипломаты, профессиональные лоббисты, представители американского бизнеса, академического и научного сообщества, бывшие и действующие политики, так называемые «друзья Китая», и методы из воздействия на американскую политику. Изучается деятельность американских юридических, лоббистских и консалтинговых компаний по лоббированию прокитайских интересов, для чего был обработан и интерпретирован обширный массив регистрационных документов и отчётов о лоббистской деятельности. Показана роль прокитайского лобби в предоставлении Китаю статуса нормальных торговых отношений. Деятельность прокитайского лобби при содействии американского бизнеса позволяет Китаю сохранять позитивную динамику развития американо-китайских отношений и в некоторой мере влиять на мнение американского руководства в вопросе принятия решений по отношению к КНР.

Ключевые словаамерикано-китайские отношения, Соединённые Штаты Америки, Китай, внешняя политика КНР, лоббизм, экономическое лоббирование, мягкая сила
Получено01.02.2019
Дата публикации06.02.2019
Кол-во символов38575
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1980-е годы при Дэн Сяопине произошло так называемое открытие китайской экономики, когда Китай взял на вооружение целый ряд инструментов по оказанию влияния на другие государства. Среди главных целей КНР стали дальнейшее политическое и экономическое «выживание» на мировой арене и повышение авторитета Коммунистической партии Китая (КПК) как внутри страны, так и за рубежом. Решимость превратить страну «в богатое, могучее, демократическое, цивилизованное социалистическое государство»1 заявлена в преамбуле к действующей Конституции КНР 1982 г. Стремление Китая к глобальному лидерству в XXI веке определяет общий внешнеполитический курс страны. Исследование прокитайского лобби в США имеет известную актуальность в связи с тем, что позволяет выявить внешнеполитическую стратегию, которую использует КНР для защиты своих национальных интересов и усиления позиций в международных отношениях. 1. Конституция КНР 1982 г. (с изменениями 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) // Законодательство Китая. Available at: >>>> (accessed: 20.07.2018).
2 Проникновение иностранного лобби в американскую экономику связано с «усилением в ней групп давления, представляющих азиатский капитал» и даже вызвано ими [Иванов Н.Б., 1999: 26]. Аналогично проявляют себя и китайские группы давления. Прокитайское лобби само по себе – это особая группа интересов, которая действует с целью оказания влияния на китайское направление американской политики. Речь идёт о «новом китайском лобби» в противовес традиционно другому – тайваньскому лобби2. Ранее под прокитайским лобби подразумевалось именно тайваньское лобби. Оно связывалось с именами соратников Чан Кайши и эмигрантов из коммунистического Китая, которые довольно активно контролировали в США попытки заигрывания с маоистской КНР. Проблематика тайваньского лобби хорошо разработана как в американской литературе [Коеn R.Y., 1974; Кееlеу J., 1969], так и в отечественной литературе [Лексютина Я.В., 2009]. 2. Pomfret J. China's lobbying efforts yield new influence, openness on Capitol Hill // The Washington Post. January 9, 2010. Available at: >>>> (accessed: 20.07.2018).
3 Прокитайское лобби в США имеет более сложную композицию, чем может показаться. Уже в 1980-е годы сформировалась классическая структура лобби: посольство – торговый совет и общественные организации – лоббистские фирмы [Иванов Н.Б., 1999: 24]. Координирующую общеполитическую роль играет особая Центральная рабочая группа посольства по отношениям с Конгрессом США, которая состоит из членов Политбюро КПК [Bernstein R., Munro R.H., 1997: 124.]. Тенденция к усилению лоббистской команды посольства прослеживается совершенно явно. В 1995 г. количество её сотрудников было увеличено с двух до пяти, а в 1997 г. уже до двенадцати. И ещё один красноречивый пример: уже в 1990-е годы посольство было клиентом нескольких лоббистских фирм [Bernstein R., Munro R.H., 1997: 125.]. Группа по связям с Конгрессом (Congressional Liaison Team) проводила лоббистскую деятельность по различным вопросам, важным для китайского руководства3. 3. Reid T., Cornwell S. Exclusive: China launches lobbying push on currency bill // Reuters. October 12, 2011. Available at: >>>> (accessed: 20.07.2018).
4 Существует множество других прокитайски настроенных групп, как американских, так и китайских: бизнес-группы, профессиональные организации, профсоюзы и т. д., которые представляют интересы своих членов и активно лоббируют интересы КНР в Вашингтоне, включая вопросы торговли, прав человека, национальной обороны. К прокитайским группам относятся международные корпорации и бизнес-ассоциации, в первую очередь Американо-китайский деловой совет. Некоторые директора американских компаний активно участвуют в лоббировании китайских интересов. Это крупные корпорации, такие как «Моторола» (Motorola), «АллайдСигнал» (AlliedSignal), и бизнес-организации, такие как Национальная ассоциация промышленников (National Association of Manufacturers), Торговая палата США (US Chamber of Commerce), Круглый стол предпринимателей (The Business Roundtable), Чрезвычайный комитет по американской торговле (Emergency Committee for American Trade) и ряд других. Целью бизнес-лобби изначально было открытие американского рынка для китайского импорта, в особенности для товаров, производимых американскими дочерними компаниями, подрядчиками или партнёрами в Китае.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1625

Оценка читателей: голосов 0

1. Иванов Н.Б. Организация наиболее влиятельных иностранных лобби в США // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. С. 24–27.

2. Кашин В.Б. Китайский и тайваньский политический лоббизм в США и военно-политическая ситуация в зоне Тайваньского пролива: Дисcертация канд. полит. наук: 23.00.04. Москва, 2005. 144 с.

3. Лексютина Я.В. Деятельность тайваньского и китайского лобби в США // Вест-ник Санкт-Петербургского университета. 2009. Вып. 1, март. С. 109–121.

4. Точёная А.О. Китайская диаспора в США как механизм реализации китайских национальных интересов // США - Канада: экономика, политика, культура. 2014. № 10 (538). С. 103–116.

5. Bernstein R., Munro R.H. 1997. The Coming Conflict with China. New York: Vintage, 328 p.

6. Dwyer A.M. 2005. The Xinjiang Conflict: Uyghur Identity, Language Policy, and Po-litical Discourse // Policy Studies 15. East-West Center Washington. Available at: http://www.eastwestcenter.org/fileadmin/stored/pdfs/PS015.pdf (accessed: 20.07.2018).

7. Jannuzzi F. 2012. Whatever Happened to Chinese Human Rights? // Foreign Policy. November 1, Available at: http://www.foreignpolicy.com/articles/2012/11/01/whatever_happened_to_chinese_human_rights (accessed: 20.07.2018).

8. Jing Zh. 1999. One Voice among Many: The New China Lobby and Sino-US Rela-tions in the 1990s. Master thesis (M. Phil.). Hong Kong University of Science and Tech-nology, 98 p.

9. Коеn R.Y. 1974. The China Lobby in American Politics. New York: Octagon Books, 289 p.

10. Кееlеу J. 1969. The China Lobby: The Story of Alfred Kohlberg. New York: Arlington House, 421 p.

11. Lardy N.R. 1994. China in the World Economy. Washington, DC: Institute for Inter-national Economics. 250 p.

12. Li C. 2009. China’s New Think Tanks: Where Officials, Entrepreneurs, and Scholars Interact // China Leadership Monitor: web journal. Summer, No. 29. Available at: https://www.hoover.org/sites/default/files/uploads/documents/CLM29CL.pdf (ac-cessed: 20.07.2018).

13. Sutter R. 1998. U.S. Policy towards China: An Introduction to the Role of Interest Groups. Maryland: Rowman and Littlefield Publishers Inc. 172 p.

14. Starr F.S. 2004. (Editor). Xinjiang: China's Muslim Borderland. London, Armonk, New York: M.E. Sharpe, 528 p.

15. Zhong J. 1999. One Voice among Many: The New China Lobby and Sino-US Rela-tions in the 1990s: Master thesis (M. Phil). Hong Kong, China. 125 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх