Цифровые технологии фирмы, ключевого звена американской экономики

 
Код статьиS032120680003606-0-1
DOI10.31857/S032120680003606-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 1
Страницы63-75
Аннотация

Большинство изменений условий, в которых фирма осуществляет свою хозяйствен-ную деятельность, в последнее время связано с активным проникновением интернета и цифровых технологий. Происходящие в экономике перемены трансформируют внешнюю и внутреннюю среду фирмы, которая из классического предприятия превращается в сложную сетевую структуру, становясь частью цифровой бизнес экосистемы. В статье проанализированы последствия цифровизации бизнес-процессов крупных американских корпораций, являющихся опорой экономического лидерства США. Автор также уделяет внимание специфике повышения конкурентоспособности компаний в условиях цифровой экономики, в том числе и российских.

Ключевые словацифровая экономика, фирма, США, электронная коммерция, цифровая трансформация, цифровая бизнес-экосистема
Получено25.01.2019
Дата публикации28.01.2019
Кол-во символов29363
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Трансформация фирмы в цифровой экономике

 

Бурное развитие науки, техники и информационных технологий в последние годы, а также их активное внедрение в экономическую жизнь, вызвали изменения, связанные с развитием качественно новых технологий материального производства – цифровых. В 1995 г. американский специалист в области информационных технологий Н. Негропонте впервые сформулировал концепцию цифровой (электронной) экономики (digital economy), представив её в форме «перехода от движения атомов к движению битов»* [Negroponte, 1995]. Параллельно с ним канадский учёный и предприниматель Д. Тапсоктт, изучив тенденции эволюции общества развитых стран, в своём исследовании определяет основные признаки цифрового общества, среди которых особое положение занимают цифровая форма представления объектов, виртуализация производства, интеграция, конвергенция, устранение посредников, трансформация отношений изготовитель-потребитель и других [Tapscott, 1995].

* Бит – единица измерения количества информации.
2

Одним из фундаментальных свойств информации в цифровом формате, прежде всего, является возможность её копирования и распространения без потери точности (информация не искажается при переносе с одного носителя на другой), а также идемпотентность сложения. На языке экономики это означает, что информация неконкурентна в потреблении и не исчезает1. Зародившись в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), цифровые технологии начинают проникать в разные отрасли экономики (сельское хозяйство, энергетику, строительство, транспорт и др.).

1. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. 11.11.2017. Available at: >>>> (accessed 30.10.2018).
3 В условиях цифровой экономики появляются новые правила ведения бизнеса, которые оказывают значительное влияние на функционирование фирмы. По определению Всемирного банка, цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых ИКТ. В таких условиях традиционная фирма проходит путь цифровой трансформации: она использует информационные-коммуникационные технологии в качестве конкурентного преимущества во всех сферах своей деятельности – производстве, бизнес-процессах, маркетинге, взаимодействии с клиентами и т.д. Современные организации превращаются в смешанные сообщества, в которых взаимодействуют люди и цифровые агенты. Таким образом, современные фирмы можно рассматривать как «живые компании» (living companies), [Гиус, 2013] или «обучающиеся организации» (learning companies) [Senge, 1992], которые в условиях повсеместного присутствия цифровых технологий становятся цифровой бизнес-экосистемой [The Digital Business Ecosistem, 2007], анализируя которую, следует оценивать не только отдельных участников, а и совокупные характеристики всей системы.
4 Одним из важнейших последствий проникновения цифровых технологий в экономику, по мнению Д. Тапскотта, будет возможность радикального снижения трансакционных издержек фирмы, в первую очередь, издержек поиска информации и заключения договоров, а также появление новых форм бизнеса, исключающих посредников, и возможности прямого взаимодействия потребителей с поставщиками [Tapscott D, 2014]. По мере цифровизации экономики всё чаще будут возникать виды бизнеса и процессы с возрастающей отдачей от масштаба, а не с убывающей, как в отраслях реальной экономики и традиционных экономических моделях, а благодаря внедрению технологии блокчейн и шифрования появиться возможность снижать издержки оппортунистического поведения в некоторых сферах деятельности2. Рассмотрим некоторые этапы формирования цифровой экономики подробнее. 2. Там же.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2547

Оценка читателей: голосов 0

1. Аузан А.А., 2015. «Эффект колеи»: проблема зависимости от траектории предше-ствующего развития – эволюция гипотез // Вестник Московского университета, Се-рия 6: Экономика, М.; Издательство Московского Университета, № 1, с. 3-17.

2. Брун М., 1998 Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление // Проблемы теории и практики управления, № 3, 104 с.

3. Гиус А., 2013. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 448 с.

4. Малыгин В.Е., 2015. Феномен глобальных стоимостных цепочек: понятие, формы, эволюция // Вестник Института экономики РАН. № 6, с. 113-124.

5. Пороховский А.А., Фомина В.С., 2017. Большой бизнес в США: динамика и сферы влияния // США — Канада: экономика, политика, культура, № 10, с 5-21.

6. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д., 2017. Ключевые черты и последствия индустри-альной революции 4.0 // Инновации, № 10, с. 81-90.

7. Шваб К., 2016. Четвёртая промышленная революция. М.: Эксмо, 138 с.

8. Berners-Lee T., Fischetti M. 1999. Weaving the Web: The Original Design and Ultimate Destiny of the World Wide Web by its inventor. Britain: Orion Business. 239 p.

9. Coralio A., Passiante G., Prertcipe A. 2007. The Digital Business Ecosystem. Edward Elgar Publishing Limited.198 p.

10. Freeman R. 1984. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 144 p.

11. Galbraith J.K. 1967. The New Industrial State. Houghton Mifflin, Boston, 443 p.

12. Kleinrock L. 1961. Information Flow in Large Communication Nets. – RLE Quarterly Progress Report, Massachusetts Institute of Technology.

13. Krugman P.R. 1987. Trigger Strategies and Price Dynamics in Equity and Foreign Ex-change Markets, NBER Working Papers. 2459.

14. Loucks J., James Macaulay J., Noronha A.,Wade M.2016. Digital Vortex How Today’s Market Leaders Can Beat Disruptive Competitors at Their Own Game // IMD.

15. Mullainathan S., Thaler R. 2000. Behavioral Economics / NBER Working Paper No 7948.

16. Negroponte, N. 1995. Being Digital. NY: Knopf. 252 p.

17. Senge P. 1992. The fifth discipline. The Art and Practice of the Learning Organization. Century Business. 424 p.

18. Tapscott D. 2014.The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Per-il In the Age of Networked Intelligence, McGraw-Hill, 448 p.

19. Tapscott, D. 1995. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intel-ligence, McGraw-Hill, 342.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх