Научный теизм. Фрагменты. Перевод А.В. Думова

 
Код статьиS271326680029236-9-1
Тип публикации Разное
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

            

Ключевые слова
Получено13.09.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов30334
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение, раздел I
2 В предисловии ко второму изданию «Критики чистого разума» Канта внимание привлекают следующие фрагменты:
3 «До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов, что расширяло бы наши знания о них. Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразовываться с нашим познанием...»1; 1. Перевод дан по: Кант И. Критика чистого разума / Пер.с нем. Н.О. Лосского. М.: АСТ, 2020. С. 9.
4 «Здесь повторяется то же, что с первоначальной мыслю Коперника: когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движения небесных тел, то он попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя. Подобную же попытку можно предпринять в метафизике, когда речь идет о созерцании предметов. Если бы созерцание должно было согласоваться со свойствами предметов, то мне непонятно, каким образом можно было бы знать что-либо a priori об этих свойствах; наоборот, если предмет (как объект чувств) согласуется с нашей способностью к созерцанию, то я вполне представляю себе возможность априорного знания»2; 2. Там же, с. 10.
5 «Задача этой критики чистого спекулятивного разума состоит в попытке изменить прежний способ исследования в метафизике, а именно совершить в ней полную революцию, следуя примеру геометров и естествоиспытателей»3. 3. Там же, с. 14.
6 Ланге4 в его «Истории материализма» указывает на последний фрагмент и корректно воспроизводит логически следующие из него положения: 4. Фридрих Альберт Ланге (1828-1875) — немецкий философ, один из родоначальников философии неокантианства. Наибольшую известность получила его работа «История материализма» («Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart», 1866), в которой им анализируется не только история развития материалистических идей, но и вопрос об обоснованности и значении философских притязаний материализма. Вклад в обсуждение философских проблем логики внесен его работой «Логические исследования» («Logische Studien. Ein Beitrag zur Neubegründung der formalen Logik und der Erkenntnisstheorie», 1877), интерес к воззрениям Ланге проявлял Дж. Венн, крупнейший логик эпохи.
7 «Сам Кант был очень далек от того, чтобы сравнивать себя с Кеплером; но он сделал другое сравнение, которое глубже и основательнее. Он сравнил свое деяние с деянием Коперника. Деяние же это состояло в том, что он перевернул вверх дном прежнее здание метафизики. Коперник — «в противность нашим чувствам, но совершенно правильно» — дерзнул искать наблюдаемых движений не в небесных телах, а в наблюдающем их человеке. Не менее «нелепым» должно представиться ленивому человеческому уму, что Кант совокупный опыт со всеми историческими и точными науками осторожно, но уверенно выворачивает наизнанку5 тем простым положением, что не наши понятия сообразуются с предметами, а предметы с нашими понятиями. Из этого непосредственно следует, что предметы опыта вообще суть только наши предметы, что вся, одним словом, объективность не есть абсолютная объективность, — она только объективность для людей и для некоторых существ со сходной организацией, между тем как за миром явлений абсолютная сущность вещей — «вещь в себе» — окутана непроницаемым мраком»6. 5. Курсив наш. — прим. Ф.Э. Эббота.

6. Перевод дан по: Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящем. Том II. История материализма со времени Канта / Пер.с нем., под ред. В. Соловьева. Киев, Харьков: Южно-Русское книгоиздательство Ф.А. Iогансона, 1900. С. 2.
8 Итак, великий Кант, непревзойденная гениальность которого не подлежит сомнению, основывает критическую философию на фундаментальном учении о том, что «вещи сообразовываются с познанием, а не познание с вещами». Но когда он делал заявление о том, что тем самым им была осуществлена масштабная революция в философии, подобная коперниканской революции в астрономии, действительно ли он утвердил новый метод философствования?

всего просмотров: 129

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх