Дискуссия о теологии как науке

 
Код статьиS271326680029194-3-1
DOI10.18254/S271326680029194-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Философский Семинар
Адрес: Российская Федерация, Озёрск
Аффилиация: ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

По форме данная работа составлена первым автором как реакция на статью С.Л. Катречко «Как возможна трансцендентальная теология?» (см. ее отредактированную версию в настоящем выпуске «Трансцендентального журнала»). Кое-где имеются цитаты из других работ соавтора и прямые его реплики на текст комментариев. Получился формат заочного диалога, где тексты каждого участника обозначаются начальной буквой его фамилии, соответственно, комментарии/ответы следующего уровня помечены начальной буквой и цифрой (уровень комментария). По содержанию надо отметить, что касательно трансцендентального подхода в целом у участников диалога особых разногласий нет, разногласия начинаются в понимании роли предшествовавшего кантианству схоластического подхода, что отражается и на особенностях понимания теологии как науки.

 

Аннотация (др.)


Ключевые словаКант, схоластика, трансцендентализм, трансцендентизм, трансценденталия, теология, наука, метафизика.
Получено08.11.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов32637
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 К. В своей статье я ставлю a la кантовский вопрос о возможности [трансцендентальной] теологии в качестве науки, ее предмете и методе. Предметом теологии выступает Бог.
2 Б. Предмет этот постулируется, а для большинства людей даже очевиден, в силу очевидной аксиоматической декларации мыслителей, разрабатывающих теологию. На самом деле, в результате развития теологии, может оказаться, что за этим предметом скрывается более метафизически тонкий предмет (так сказать, «вещь-в-себе»), не отменяющий очевидный предмет, но углубляющий и дифференцирующий денотат его природы. Например, некоторые исследователи говорят о трансценденции как предмете.
3 К. На роль метода теологии может претендовать трансцендентальный метод Канта в свете кантовского определения трансцендентальной философии как изучения нашего «способа познания» [В 25), который применим не только к естествознанию и математике, но и к областям гуманитарного знания, в том числе и к теологии.
4 Б. Поскольку я признаю и учитываю не только трансцендентальную философию Канта, но и трансцендентную философию схоластов, то следует отметить еще два метода в дополнение к трансцендентальному методу: трансцендентный метод средневековой схоластики и трансимманентный метод, синтезирующий оба метода (трансцендентный и трансцендентальный) как между собой, так и с имманентными методами науки и логики.
5 К-1. В своей более поздней работе «Метафизика нравов» (1797) Кант провозглашает, что «до появления критической философии [т.е. до появления его «Критики чистого разума» в 1781 г.] не существовало никакой философии… [и] таким образом, когда критическая философия провозглашает себя такой философией, до которой еще вообще не существовало никакой философии, то она поступает [правильно]» (Кант 1994, т.6, с.227–228). А в Пролегоменах [ко всякой будущей метафизики, могущей возникнуть в смысле науки] (1783), которые проясняют содержание «Критики чистого разума», Кант сравнивает свою трансцендентальную философию (метафизику) с переходом от алхимии к [науке] химии, или от астрологии к [науке] астрономии [Кант 1994, т.4, 132) и там же (чуть ранее) определяет постулируемую им новую научную метафизику так: «чтобы метафизика могла как наука претендовать… на действительное понимание, для этого [надо] представить исчерпывающую таблицу априорных понятий [категорий], разделение их по различным источникам: чувственности, рассудку и разуму, со всем, что отсюда может быть выведено; затем главным образом возможность априорного синтетического познания посредством дедукции этих понятий, принципы их применения и, наконец, их границы, и все это в полной системе» (Кант 1994, т.4, 131–132).
6 Б-1. Как отмечено в аннотации к нашей дискуссии, не возражаю.
7 К-1. В этом смысле трансцендентальная философия (трансцендентальный метод) не может совмещаться с прежними (до-кантовскими) методами философствования, в том числе и с методами схоластической философии (которую Вы соотносите с трансцендентным методом). К сожалению, Кант не дает точной дефиниции своего трансцендентального метода и даже практические ничего не говорит о нем (замечу, что впервые термин «трансцендентальный метод» как технический вводит уже Г. Коген в своей книге «Теория опыта Канта» (2 изд., 1885 г.; гл.17 «Трансцендентальный метод»), однако в Предисловии к-2-му изд. Кант пишет, что в своей Критике он будет развивать «измененный метод мышления [в метафизике]» (ВXVIII) (который состоит в том, «что мы a priori познаем о вещах лишь то, что вложено в них нами самими» [там же]), а сама Критика «есть трактат о методе, не система самой науки» (ВXXII).

всего просмотров: 121

Оценка читателей: голосов 0

1. Борчиков С.А. (2021) Дуплексы и модули трансценденталий // Трансцендентальный поворот в современной философии (6): трансцендентализм как «измененный метод мышления [в метафизике]», модусы и перспективы трансцендентальной метафизики: материалы 6-го международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 22–26 апреля 2021 г.) / Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. – М.: Изд-во ГАУГН-Пресс.

2. Борчиков С.А. (2022) Современный список трансценденталий // XXII всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2022». – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ.

3. Борчиков С.А. (2010) Кант и проблемы трансцензуса // Философия в малых формах. Т.2. – Екатеринбург: «СВ-96».

4. Борчиков С.А. (2014-2015) Вклад трансцендентальной философии (в том числе Канта и С.Л. Катречко) в метафизику на протоуровне // Электронный журнал «Интегральная философия». Вып. 5. – [Электронный ресурс]. URL: http://allunity.ru/journals/J5.pdf

5. Борчиков С.А. (2008) Трансимманентная философия. – М.: МАКС Пресс.

6. Воленский Я. (2016) Две теории трансценденталий // Вопросы философии. 2016. № 4.

7. Дунс Скот (1996-2001) Сочинения // Философская библиотека средневековья. – [Электронный ресурс]. URL: http://antology.rchgi.spb.ru/Joh_Duns_Scotus/_opus.rus.htm (1996-2001).

8. Кант И. (2000) Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). – М.: Прогресс-Традиция.

9. Кант И. (1994) Собрание сочинений в 8-ми тт. – М.: Чоро.

10. Кант И. (2016) Лекции о философском учении о религии (редакция К.Г.Л. Пелица) / пер., прим. и посл. Л.Э. Крыштоп; под ред. А.Н. Круглова). – М., «Канон».

11. Катречко С.Л. (2015) Трансцендентальная аргументация Канта и гипотетико-дедуктивная модель научного исследования Поппера – Гемпеля // Рацио.ru. 2015. № 14.

12. Катречко С.Л. (2017a) О понимании концепта «трансцендентальный» в кантовской философии //Возможна ли современная трансцендентальная философия? Материалы круглого стола VII Российского философского конгресса (отв.ред. С.Л. Катречко). – Москва, фонд "Центр гуманитарных исследований".

13. Катречко С.Л. (2017b) Комментарий к статье Н.В.Мотрошиловой // Трансцендентальный поворот в современной философии (2): кантовское явление, его онтологический и эпистемический статус. Сборник материалов международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (г. Москва, 27–29 апреля 2017 г.; VIII международная конференция Школы философии НИУ ВШЭ) / Oтв. ред. С.Л. Катречко. – Москва: Фонд ЦГИ. С.74–78.

14. Катречко СЛ. (2021) Кантовский коперниканский переворот и «измененный [трансцендентальный] метод мышления» // Трансцендентальный поворот в современной философии (6): трансцендентализм как «измененный метод мышления [в метафизике]», модусы и перспективы трансцендентальной метафизики: материалы ежегодного международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии – 6» /Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. М.: Департамент научных изданий ГАУГН, фонд ЦГИ, 2021. – С.42–50.

15. Катречко С.Л. (2022) Кантовский коперниканский переворот как измененный метод мышления [в метафизике]: его структура и статус в системе трансцендентальной философии // Трансцендентальный журнал, Т.3, выпуск 1–2, 2022. – URL: https://ras.jes.su/transcendental/issue.2022.1.1-ru-2-3-4-5.

16. Катречко С.Л. (2023) Трансцендентализм Канта как метафизика возможного опыта и его реалистическая трактовка в аналитической философии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023. Т. 27. № 3. C. 659–676.

17. Купарашвили М.Д. (2002) Сумма трансценденталий. В 2 ч. / Ч.1. Онтология разума. Ч.2. Гносеология разума. – Омск: Омский гос. ун-т.

18. Яковенко Б.В. (1912-1913) Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще // Логос. – 1912-1913. Книга первая и вторая. М.: Мусагет.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх