«Материальная этика» М. Шелера и неокантианская философия ценностей

 
Код статьиS271326680029030-3-1
DOI10.18254/S271326680029030-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Московская духовная академия Русской Православной Церкви
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 4 Выпуск 3
Аннотация

Классические подходы к аксиологической проблематике развиваются в неокантианстве и в феноменологии. Представители данных течений сформулировали проблематику ценностей в философии и культуре. В неокантианстве отрицается онтологический статус ценностей, поскольку они принадлежат миру должного, а не сущего. Такой позиции придерживались представители баденской школы неокантианства: В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Данный подход оказал значительное влияние на социологию М. Вебера и всю современную социологию. Принципиально иной взгляд представлен в феноменологической традиции: в феноменологической аксиологии М. Шелера и Н. Гартмана предполагается интуитивное постижение универсально онтологической иерархии ценностей в особых интенциональных актах сознания. Обращение к аксиологии М. Шелера, его прикладным социально-философским исследованиям может придать новый импульс отечественной аксиологии.

Ключевые словаЭтика, аксиология, ценности, априори, неокантианство, феноменология, христианская философия
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках программы «Государственное задание ФГБОУ ВО «РГГУ» от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: проведение комплекса экспертно-аналитических и практических мероприятий, направленных на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Паспорт выполнения работы «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования» на 2023 год. Реестровый номер 850000Ф.99.1.БН66АА04000
Получено06.09.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов36871
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Феноменологический поворот в аксиологии

2 Несмотря на растущее число аксиологических исследований, имеющих прикладной характер, отмечает В.К. Шохин, можно констатировать кризис теоретических оснований данной дисциплины. (Шохин, 2010, с. 67) В настоящее время наблюдается отсутствие последовательности и концептуальной глубины в рассмотрении ценностной проблематики. Между тем, именно феномен ценностной нагруженности, аффектированности теми или иными значимыми смыслами и образами, лежит в основании большинства актуальных философских проблем. Спорный онтологический статус аксиологически значимых измерений, равно как и «промежуточная» дисциплинарная локализация этих исследований – «между этикой и эстетикой» – побуждают обратиться к двум противостоящим классическим версиям аксиологии – неокантианской и феноменологической. Одной из важнейших проблем современной аксиологии является вопрос о том, являются ли ценности универсалиями, в некоторой мере, автономными от конкретных исторических обстоятельств или к ценностям нужно подходить релятивистски, выводя их из определенных социокультурных условий или даже различного рода потребностей людей. Именно эту проблему рассматривал М. Шелер в своей феноменологической этике, а также социологии знания и философской антропологии. В целом, можно констатировать, что релятивистский подход к ценностям начал преобладать в социологии и социальной философии XX века. М. Шелер склонялся к универсалистской установке в ценностной проблематике, укорененной в христианской традиции. С позиций своей этики и социологии знания М. Шелер интерпретировал актуальные социальные проблемы западного мира. При этом он совсем не отрицал возможность различного восприятия ценностей в несхожих исторических контекстах.
3 Следует сразу подчеркнуть близость идей М. Шелера к отечественной философской традиции: его творчество было воспринято такими мыслителями, как Н. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский, Б. Вышеславцев. В частности, Н. Бердяев довольно часто обращался к идеям М. Шелера, а в «Самопознании» даже описал личную встречу с немецким философом. Н. Бердяев отмечал близость философии Шелера его собственным мыслям, назвал его даже «самым интересным немецким мыслителем последней эпохи». (Бердяев, 1991, с. 250) С. Франк также неоднократно обращался к идеям немецкого философа, в 1928 г. после смерти М. Шелера он опубликовал в журнале «Путь» проникновенный некролог. Здесь он указывал на значимость христианской этики и аксиологии М. Шелера, а также отмечал близость его идей русской религиозной философии. В 1924 г. М. Шелер выступил перед русскими слушателями с докладом «О смысле страдания». Николай Лосский, один из немногих отечественных представителей аксиологии, упоминал М. Шелера в своей фундаментальной работе «Ценность и бытие». Здесь он сочувственно отзывался по поводу учения об онтологичности и материальности ценностей, был согласен с тем, что восприятие ценности происходит непосредственно, с тем, что ценности – это, прежде всего, качества, а не отношения. Все же Н. Лосский не принимает многие положения М. Шелера без оговорок, выстраивая собственную аксиологическую концепцию. Б. Вышеславцев обратился к идеям М. Шелера в своей известной книге «Этика преображенного эроса». Б. Вышеславцев отстаивает здесь позицию ценностного универсализма, апологией такой точки зрения можно считать и философию М. Шелера: «… без принципа совершенства нет никакого «усовершенствования», никакого свершения, никакого творчества, никакой предельной оценки. Можно ли такую точку зрения защищать пред лицом современной науки и философии? (…) Ее защищать можно, но лишь пред лицом свободной мысли, не связанной догматами нигилистической веры, атеистической инквизиции» (Вышеславцев, 1994, с.114) Б. Вышеславцев проводит своеобразный «психоанализ» ценностного релятивизма. Даже в сознании атеиста соотнесенность с Абсолютом присутствует, но в искаженной форме. Ценности и есть те осколки Абсолюта, с которыми человек себя всегда соотносит. Иногда это ложное соотнесение, тогда у данного человека появляются различного рода кумиры. В данном труде Б. Вышеславцев справедливо подчеркивал, что ценность от нормы отличается большей свободой. «Ценность не может быть однозначно понятым повелением, императивом, она всегда пожелание, модальность – от возможности к действительности. Обязательно нужен тот, кто, принимая ее по тем или иным соображениям, воплотит ее своей жизнью». (Кравченко, 2002 с.56) Публицистика М. Шелера, как и многие труды русских философов, отражает трагическую ситуацию европейской культуры первой четверти XX в, эпохи перелома Первой мировой войны, с которой, собственно, и начинается подлинный исторический XX век со всеми его кризисами и катастрофами. В этих статьях он опирался на идеи, выработанные в рамках феноменологической этики и аксиологии.

всего просмотров: 158

Оценка читателей: голосов 0

1. Барт Р. (2013). Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс». 192 с.

2. Бергер П., Лукман Т. (1995). Социальное конструирование реальности. М.: «Academia-Центр» «Медиум». 323 с.

3. Бердяев Н.А. (1991). Самопознание. М.: Книга. 446 с.

4. Вебер М. (1994). Избранное. Образ общества. М.: Юристъ. 702 с.

5. Виндельбанд В. (1995). Дух и история. Избранное. М.: Юристъ. 687 с.

6. Вышеславцев Б.П. (1994). Этика преображенного эроса. М.: Республика. 368 с.

7. Гартман Н. (2002). Этика. СПб.: Владимир Даль. 707 с.

8. Давыдов Ю.Н. (1998). М. Вебер и современная теоретическая социология. М.: Мартис. 510 с.

9. Дорофеев Д.Ю. (2019). Макс Шелер. СПб.: Наука, 287 с.

10. Кравченко Е.И. (2002). М. Вебер. М.: Весь мир. 224 с.

11. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. (2020). Словарь по психоанализу. М.: Центр гуманитарных инициатив. 751 с.

12. Малинкин А.Н. (2019). Любовь и радость в философии Макса Шелера // Человек. 2019. № 4. С. 103-118.

13. Михайловский А.В. (2021). Макс Шелер о политическом православии Ф.М. Достоевского и русской любви к страданию // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 1. С. 201-215.

14. Немецкая социология (2003). Под ред. Р.П. Шпаковой. СПб.: Наука. 562 с.

15. Паскаль Б. (1994). Мысли. Сост. и общ. ред. А. Жаровского; пер. с фр. О. Хомы. М.: REFL-book. 528 с.

16. Риккерт Г. (1997). Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: С.-Петерб. изд. фирма. 532 с.

17. Шелер М. (1994). Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер. Избранные произведения. М.: Гнозис. 490 с.

18. Шелер М. (1999). Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга. 221 с.

19. Шелер М. (2011). Проблемы социологии знания. М.: Институт общегуманитарных исследований. 320 с.

20. Шелер М. (2020). О сущности философии. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 352 с.

21. Шелер М. (2022а). К психологии английского этоса и лицемерия. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 144 с.

22. Шелер М. (2022b). К феномену трагического. О смысле страдания. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 190 с.

23. Шелер М. (2022с). К идее человека. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 140 с.

24. Шохин В.К. (2010). Аксиология // Новая философская энциклопедия, т. I. Под ред. Степина В.С., Гуссейнова А.А., Семигина Г.Ю. М.: Мысль. 744 с.

25. Barthes R. (2002). Qu’est-ce que tenir un discours ? Recherche sur la parole investie // Comment vivre ensemble : cours et séminaires au Collège de France 1976 – 1977, Éditions du Seuil/Imec, Paris, pр. 187-220.

26. Barthes R. (2003). La Préparation du roman I et II: cours et séminaires au Collège de France, 1978-1979 et 1979-80 / texte établi, annoté et présenté par Nathalie Léger. Paris: Le Seuil; Caen: IMEC. 476 p. (Traces écrites)

27. Fischer J. (2008). Philosophische Anthropologie. Eine Denkrichtung des 20. Jahrhundertes Freiburg. München: Verlag Karl Alber GbH. 684 s.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх