Рефлексия как конструкт советской философской "оттепели": семантика и прагматика

 
Код статьиS271326680025803-3-1
DOI10.18254/S271326680025803-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается методология исследования рефлектирующих систем, представляющих собой специфический объект изучения. К таким объектам относятся прежде всего феномены социо-гуманитарных наук, включая научное познание. Отмечено, что в эпоху «шестидесятников» в отечественной философии возникли оригинальные концепции рефлексивного анализа, среди которых выделяются три наиболее яркие, связанные с именами В.А. Лефевра (1936-2020), Г.П. Щедровицкого (1929-1994), М.А. Розова (1930-2011). Основное внимание уделяется той методологии, которая была построена в рамках теории социальных эстафет М.А. Розова. Показано, каким образом функционируют системы с рефлексией и почему они способны перестраиваться, изменяя порядки социальности.

Ключевые словарефлексия, Московский методологический кружок, теория социальных эстафет, системы с рефлексией, рефлексивный анализ, проектирование деятельности, надрефлексивная позиция
Получено19.05.2023
Дата публикации30.05.2023
Кол-во символов82549
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Одним из важных разделов теории социальных эстафет (ТСЭ) М.А. Розова является методология анализа так называемых систем с рефлексией (рефлексирующих систем). На специфику изучения таких объектов (к таковым относятся практически все феномены социокультурной практики человечества) Розов указал еще в одной из своих ранних работ [1]1]. Основной постулат теории социальных эстафет фиксирует, что базовым механизмом воспроизводства и трансляции человеческого опыта является непосредственное воспроизведение образцов поведения и деятельности (в бытовом смысле – подражание). Цепочки таких воспроизведений образцов образуют социальные эстафеты, которые и есть простейший способ трансляции любого практического опыта. Однако вслед за тем выстраиваются и новые, более сложные формы трансляции, в частности, – вербализация эстафет. Механизмы человеческого поведения и деятельности существенно трансформируются, поскольку вербализация опыта как бы «отрывает» действующее лицо от необходимости подражания, поскольку слова могут передавать опыт, минуя жесткие пространственно-временные ограничения. Феномен вербализации порождает и феномен рефлексии, анализ которой требует рассмотрения немалого числа нетривиальных проблем. 1. [[1], Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск: Наука, 1977
2 М.А. Розов подчеркнул: «На базе формирования языка и речи происходит вербализация образцов и переход от непосредственных социальных эстафет к опосредованным. Это отнюдь не отменяет исходного эстафетного механизма, но значительно обогащает картину социальной реальности и порождает новые проблемы. Прежде всего, мы сталкиваемся здесь с явлением рефлексии и с особенностями изучения рефлектирующих систем. Действительно, любая вербализация образцов представляет собой акт осознания того, что мы делаем или должны делать, являясь тем самым актом рефлексии. Поэтому теория опосредованных социальных эстафет неизбежно совпадает в своих основах с теорией рефлексии и систем с рефлексией» [2, с. 135]2]. 2. [[2], Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М.: Новый хронограф, 2008, с. 135
3 Задача данной статьи – краткое изложение различных методологических нюансов, связанных с реализацией изучения тех объектов, которые можно отнести к классу «рефлектирующих систем».
4

1. Что такое рефлексия? Попытки дефиниции

5 Очевидно, что термин «рефлексия» для европейской философии отнюдь не новинка, но всех нас смущает тот факт, что разноречия в попытках дать дефиницию для этого феномена огромны, и до сих пор приемлемое определение всего, что связано с таким объектом социокультурной реальности, не появилось. Как минимум это загадочное слово появилось в Европе в XVII столетии, и оно встречается в трудах Локка, Декарта, Гегеля и других философов. Г.П. Щедровицкий в одном из своих докладов заявил точно и жестко: хотя слово «рефлексия» было известно и широко употреблялось, но «понятие» рефлексии выработано не было В этом смысле апелляция к истории философии ни к чему не ведет, и привести не может.

всего просмотров: 187

Оценка читателей: голосов 0

1. Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск: Наука, 1977.

2. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М.: Новый хронограф, 2008.

3. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск, Наука. 1987.

4. Большой энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», СПб: «Норинт», 2000.

5. Уваров П.Ю. Уваров П.Ю. Между «лисами» и «ежами». Заметки об историках. — М.: Новое литературное обозрение: 2015.

6. Загидуллин Ж.К. Модели рефлексии как стратегии философского осмысления науки // Трансцендентальный поворот в современной философии – 7: Эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект. Сб. тезисов международного научного семинара /Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. М.: Изд-во: РГГУ, Фонд ЦГИ.

7. Розов М.А. Рефлектирующие системы, ценности и цели // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОСПЭН, 1996.

8. Смородинский Я.А. От редактора перевода в книге: Дирак П.А.М. Воспоминания о необычайной эпохе. Сб. статей. Пер. с англ. /Под ред. Я.А. Смородинского. М.: Наука, 1990.

9. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /пер. с англ. М.Б. Гнедовского, М.А. Ковальчука. М.: Прогресс, 1986.

10. Рижинашвили А.Д. Развитие экосистемных представлений в водной экологии (Российская империя – СССР, первая половина ХХ века). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2021.

11. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. М.: Руссо, 1995.

12. Лефевр В.А. «Непостижимая» эффективность математики в исследованиях человеческой рефлексии (интервью проведено Н.И. Кузнецовой) // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 52-59.

13. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: «Когито-Центр», 2003.

14. Лефевр В.А. Алгебра совести /пер с англ. В. Лефевр, Е. Юлиной. М.: «Когито-Центр», 2003.

15. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 25-31.

16. Lefebvre V.A. Algebra of conscience. Dordrecht-Holland: D. Reidel Publ. Co, 1982.

17. Сидорова Н.М. Когда Кант будет услышан и сколько надо за это заплатить? // Логос. 5 (68). 2008. С. 179 187.

18. Загидуллин Ж.К. Феномен «стоп-рефлексии» в гуманитарных науках // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6 – 10 октября 2015 г.). В 3-х т. Т.III. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 193–194.

19. Фергуссон Р. Брайен Племенные войны // В мире науки. 1992. № 2. С. 50-51.

20. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1961.

21. Кон И.С. Маргарет Мид и этнография детства // Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения/ пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кон. М.: Гл. редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.

22. Окот п′Битек Африканские традиционные религии /сокр. пер. с англ. Р.М. Солодовника. М.: Наука, 1979.

23. Розов М. А. Образцы деятельности и семиотические средства управления // Методологические проблемы науки. Сборник научных трудов. Вып. 5. Новосибирск: НГУ, 1978. С. 32-37.

24. Страхов Н.М. Развитие литогенетических идей в России и СССР: критический обзор. М.: Наука, 1971.

25. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения/ пер. с англ. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона. М.: Наука, 1988.

26. Кузнецова Н.И. «Ночь нежна»: феномен ночи в разнообразии социокультурных контекстов //60 параллель. 2010. № 3(38). С. 82-91.

27. Одинокова Л.Ю. Территориальные рекреационные системы как социальные куматоиды // На теневой стороне. Материалы истории семинара М.А. Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. С.380 392.

28. Неницеску К. Общая химия/ пер. с румынского А.В. Аблова. М.: Мир, 1968.– 816 с.

29. Розов М.А. От зерен фасоли к зернам истины // Вопросы философии, 1990, № 7. С. 42-50.

30. Эйнштейн А. Собр. научн. трудов в 4-х т. М., Наука, 1967. Т.4.

31. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки/ пер. с англ. и немецкого А.Л. Никифорова. М.: Прогресс, 1986.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх