Понятия апперцепции и рефлексии у Канта и понятие рефлексии у Гуссерля

 
Код статьиS271326680025802-2-1
DOI10.18254/S271326680025802-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

В статье рефлексия рассматривается как метод и условие трансцендентальной философии Канта и Гуссерля. В начале статьи автор обращается к предшественникам Канта, использовавшим термин рефлексии (Вольф, Баумгартнер) и делает вывод, что Кант при обращении к рефлексии скорее примыкает к традиции, заложенной Лейбницем. С опорой на текст «Критики чистого разума» в статье утверждается, что именно с помощью рефлексии могут быть объяснено образование априорных категорий и априорных синтетических основоположений. Автор различает рефлексию и трансцендентальное единство апперцепции и рассматривает в рамках феноменологической интерпретации «Критики чистого разума» роль этого единства в предданности чувственного многообразия. В статье показывается преемственность в понимании рефлексии между трансцендентальной феноменологией и философией Канта. В философии Гуссерля рефлексия как метод связана с редукцией и созерцанием. Автор останавливается на особенностях использования рефлексии в исследованиях Гуссерля, к которым относятся, прежде всего, временной язык описания и зависимость рефлексии от феноменов, на который она направлена.

Орлова Юлия Олеговна (1970–2011) – российский философ, к.ф.н., в 1998 2011 работала на кафедре онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ. Сфера научных интересов: трансцендентальная философия, философия Канта, феноменология Гуссерля, проблема времени, феноменологическая этика. В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию «Интенциональность и рефлексия: философские проблемы рефлексивного опыта сознания в философии И. Канта и Э. Гуссерля». Являлась членом редколлегий журналов «Метафизические исследования», «Горизонты феноменологии», «Horizon. Феноменологические исследования»

Первая публикация статьи: Между метафизикой и опытом // Материалы коллоквиума «Влияние немецкой философии на русскую философию с XIX века до начала XX века и дальнейшее развитие философии в Германии и в России». Под ред. Д.Н. Разеева СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. о-ва, 2001. С. 226 251

Ключевые словарефлексия, метод, сознание, трансцендентальное единство апперцепции, Гуссерль, Кант
Получено10.05.2023
Дата публикации30.05.2023
Кол-во символов37207
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В своей преподавательской деятельности Кант работал с тем истолкованием понятия рефлексии, с которым имела дело современная ему философия [1, c. 207–216]1. Именно этому школьному истолкованию отводит он значительное место в лекциях по логике, в антропологии и своих черновых заметках, которые, с точки зрения М. Лидтке, издатели весьма неудачно озаглавили «Рефлексиями» [2, S. 208]2. 1. Ср. в этой связи с: [[1], Liedtke М. Der Begriff der Reflexion der Kant. In: Archiv für Geschichte der Philosophie 48 (1966)]. Имеет смысл вкратце изложить некоторые положения этой работы, поскольку она представляет собой сжатое описание понятия рефлексии в школе Вольфа, рассматривает влияние последней на развитие Кантом понятия рефлексии в докритический период (См. также: [[2], Liedtke М. Der Begriff der reflektierenden Urteilskraft in Kants Kritik der reinen Vernunft. Hamburg, 1964]).

2. «Называть кантовские заметки “рефлексиями” означает противоречить кантовскому использованию этого термина, и при этом, уж точно, пополнять путаницу в отношении этого понятия» ([[2], Liedtke М. Der Begriff der reflektierenden Urteilskraft in Kants Kritik der reinen Vernunft. Hamburg, 1964, S. 208]).
2 Однако в своей критической философии Кант использует понятие рефлексии скорее в его исторически изначальном смысле, чем в том, в котором с ним работали его непосредственные предшественники и современники. Наиболее существенно, на что не часто указывают исследователи, ибо его обращение именно к этому термину и выделение для него особого места в системе своей философии определено несомненным воздействием на Канта философии Лейбница. Для последнего рефлексия является исключительной характеристикой разума. При этом у Лейбница, так же, как и у Гуссерля, характерным качеством рефлективности наделяется способность апперцепции. Последняя, отвечая за единство опыта понимания, у Лейбница связывается с метафорой зеркала и отражения. Эта зеркальная метафорика сопровождает понятие рефлексии уже в поздней античности и схоластике, однако радикализировать ее - если не брать в расчет обширное тематическое пространство, в котором понятия интенции и рефлексии связываются Фомой Аквинским3 - удалось в поздних работах только Лейбницу, при этом он сам - в письмах и заметках - говорит о тесной связи своих поздних работ с «новым» открытием схоластики, которая, как он с удивлением отмечает, содержит в себе те темы и направления мысли, к которым современная ему наука вовсе не в состоянии приблизиться ни терминологически, ни в общем своем направлении. «Зеркальное» свойство лейбницевской «монады» черпает начало в определении основного духовного разумного качества-апперцепции, которая, согласно Лейбницу, носит рефлективный характер4. 3. Приведем здесь в качестве пояснения цитату из словаря античности (Е.de Jong): «Рефлексия. Акт, в котором сущее обратно относит себя на себя самое, в собственном смысле луча света. Оптическая рефлексия истолковывается и духовно. В философском отношении это обратное отношение может пониматься либо в широком смысле, к примеру, как обратное движение (reditio) к субстанции (S. th. I, 14,2: “redire ad essen tiam suam nihil aliud est quam rem subsistere in se ipsa") или же в собственном смысле как акт духа, который имеет в качестве объекта сами акты духа (intentiones secundae) - интеллектуально (Bonaventura. Collat. de septem donis, VIII. 20: “omnis substantia intellectualis est sciens et rediens supra se reditione complcta" или же волюнтативно (voluntativ) (“potentiae immateriales reflectuntur super sua objecta; quia intellectus se intelligere, et similitervoluntas vultseveile, et diligere” Thomas v. Aquin. I Scnt. d. 17, a.5, ad 3m: cp. S.th. II-II, 24. 2) ... И то, и другое способно проникать друг в друга. Идея (когнитивной) рефлексии имеется уже в аристотелевской концепции noesis noesos и в неоплатоническом понимании epistrophe pros heauton, которое предполагает имматериальность духа. У Фомы рефлексия является: основанием познания единичного, основанием интеллектуального акта, основанием истины. Она обосновывает логику, познание душою самой себя, возможность свободы, имматериальность и бессмертие души».

4.
3 В рамках собственной философии Кант использует уже им самим трансформированное понятие рефлексии. Как мы уже отметили, эта трансформация ориентирована скорее на понятие рефлексии у Лейбница, а не у Вольфа и Баумгартена.
4 Традиционно предполагается, что понятие рефлексии Кант использует в ориентации на, с одной стороны, известное локковское противопоставление reflexion и sensations, с другой - на то понятие рефлексии, которое разрабатывалось философской школой Вольфа. При этом, разумеется, важно учитывать, что внутри последней так и не было достигнуто согласия относительно этого понятия. В то же время, в отличие от Лейбница, Кант обособляет понятие рефлексии от понятия апперцепции. На наш взгляд, для этого существует ряд причин. Во-первых, как известно, Кант написал главу «Об амфиболии рефлективных понятий, происходящей от смешения эмпирического применения рассудка с трансцендентальным» уже после написания всего текста первой Критики. Для внимательного читателя очевидно, что само место этой главы в тексте достаточно показательно. Хотя она и примыкает в качестве «приложения» к «Аналитике основоположений», но с другой стороны, содержательно предваряет проблематику и сам способ рассуждения «Трансцендентальной диалектики», объясняя образование ноций [8]5. В то же время рефлективные понятия, само объяснение природы и возможности их образования и, тем самым, природы образования всякого понятия рассудка, могут быть истолкованы и как объяснение способа образования категорий. И, в-третьих, априорные синтетические основоположения также могут быть поняты как результат рефлективного действия [9]6. Тем самым возникает существенная проблема определения статуса и содержания понятия «рефлексия» в критической философии Канта. С одной стороны, это универсальное определение рассудочного действия, с другой стороны, в качестве «трансцендентальной», рефлексия может быть проинтерпретирована как основной метод критического философствования. Одна из существенных проблем в отношении этого понятия возникает в связи с понятием апперцепции. 5. См.. напр.: [[8], Хайдеггер M. Кант и проблема метафизики. Пер. с нем. О. В. Никифорова. М., 1997. Параграфы 11 и 12].

6. См., напр.: [[9], Bassman Н. Ergebnisse einer Systemanalyse des Schematismus-Kapitels aus der «Kritik der reinen Vernunft». IX Internationaler Kant Kongress. Berlin, 2000]: «Поскольку схемы суть рефлектированные во время функции рассудка, схематизм есть ничто иное как некая рекурсивность категориальных действий рассудка во времени».

всего просмотров: 159

Оценка читателей: голосов 0

1. Liedtke М. Der Begriff der Reflexion der Kant // Archiv für Geschichte der Philosophie 48, 1966. S. 207-216

2. Liedtke М. Der Begriff der reflektierenden Urteilskraft in Kants Kritik der reinen Vernunft. Hamburg, 1964.

3. Kant I. Gesammelte Schriften // hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Berlin und Leipzig, 1923. Bd. XV.

4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Имманул Кант Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 4. М.: Издательство «Чоро», 1994.

5. Kant I. Gesammelte Schriften // hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Berlin und Leipzig, 1924. Bd. XVI.

6. Meier G. Fr. Vernunftlehre. Halle, 1752.

7. Meier G. Fr. Anfangsgründe aller schönen Wissenschaften, Halle 1748/49

8. Хайдеггер M. Кант и проблема метафизики. Пер. с нем. О. В. Никифорова. М., 1997.

9. Bassman Н. Ergebnisse einer Systemanalyse des Schematismus-Kapitels aus der «Kritik der reinen Vernunft». IX Internationaler Kant Kongress. Berlin 2000.

10. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1, 2.

11. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. Лосского, под редакцией Ц. Г. Абраканяна и М. И. Иткина. М., 1994.

12. Кант И. Критика чистого разума. Перевод Н. Лосского, с вариантами переводов на русский и европейские языки. М., 1998.

13. Kopper J. Reflexion und Determination. Kantstudien, 108 (Erganzungshefte). W.d.G., 1976.

14. Zeidler K.W. Grundriss der transzendentalen Logik. Cuxhaven, 1992.

15. Husserl Е. Texte zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917). Hamburg. 1985.

16. Mertens К. Zwischen Letztbegründung und Skepsis. Kritische Untersuchungen zum Sebstverständnis der transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. München, 1996.

17. Beils К. В. Transzendenz und Zeitbewußtsein. Zur Grenzproblematik des transzendental- phänomenologischen Idealismus. Bonn, 1987.

18. Held K. Lebendige Gegenwart. Die Frage nach der Seinsweise des transzendentalen Ich bei Edmund Husserl, entwickelt am Leitfaden der Zeitproblematik. Den Haag: Nijhoff, 1966.

19. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с франц. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. М: «Ювента», «Наука», 1999.

20. Anzenbacher А. Die Intentionalität beiThomas von Aquinund Edmund Husserl. München, 1972.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх