Роль рефлексии в «процессуальной» этике ал-Хариса ал-Мухасиби

 
Код статьиS271326680024978-5-1
DOI10.18254/S271326680024978-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор, главный научный сотрудник
Аффилиация: Российский университет дружбы народов (РУДН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 4 Выпуск 1-2
Аннотация

В статье освещается в ракурсе концепта «процессуальности», предложенного А.В. Смирновым, а также в сопоставлении с нравственно-категорическим императивом Канта, понятие «рефлексия» и его место в этическом учении выдающегося иракского суфия (VIII-IX вв.) ал-Хариса ал-Мухасиби. Рефлексия является неотъемлемым компонентом непрерывного наблюдения мистика над своими помыслами и намерениями. Она основной инструмент очищения души и сердца на пути человека к Богу. Используемые в исследовании «дополнительные» инструменты – логико-смысловая теория Смирнова и этическое учение Канта – имеют целью показать принципиальное отличие мировоззренческой парадигмы ал-Мухасиби как представителя афро-азиатской цивилизации от парадигмы, в которой работает Кант как представитель западно-европейской цивилизации. Контрастность двух этик – «процессуальной» (ал-Мухасиби) и «субстанциальной» (Кант как представитель западно-европейской культуры) – выводит нас на теорию четырех типов цивилизационно-специфичной ментальности, разрабатываемой А.В. Парибком. Данная статья может и должна рассматриваться как демонстрация того, как работает метод «ситуативной герменевтики» Р.В. Псху, согласно которому исследователь вправе использовать те интеллектуальные разработки (порой нерелевантные друг для друга), которые помогают ему в лаконичной форме доходчиво и однозначно донести до читателя смысл исследуемого явления (понятия/текста).

Ключевые словарефлексия, ал-Мухасиби, логико-смысловая теория Смирнова, процессуальная логика, суфизм, самоанализ, джихад, арабо-мусульманская философия, теория цивилизационных рациональностей Парибка, категорический императив, ситуативная герменевтика Псху
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках Соглашения между Министерством Образования и Науки РФ и Российского университета дружбы народов № 075-15-2021-603 по теме: «Разработка методологии и интеллектуальной базы нового поколения по изучению индийской философии в ее соотношении с другими ведущими философскими традициями Евразии». Ее публикация выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН.
Получено26.05.2023
Дата публикации30.05.2023
Кол-во символов17349
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Вместо введения

2 Прежде чем перейти к приложению понятия рефлексии к ал-Мухасиби, нам необходимо «разметить» поле нашего исследования и расположить на нем нужный для нашей мысли «инвентарь». Разрабатываемая мною ситуативная герменевтика требует разнообразных и количественно значимых примеров, одним из которых и является данная статья, иллюстрирующая на практике то, каким образом функционирует метод ситуативной герменевтики. К важнейшим структурным компонентам данного метода мы относим:
3 1) описание специфических черт источника;
4 2) определение ситуативного набора условий функционирования текста,
5 3) фиксация не-идеальности ситуации, в которой находится исследователь текста,
6 4) выбор рабочих инструментов, помогающих решить историко-философскую проблему – прояснить то, как работает тот или иной текст,
7 5) выход на мета-культурный уровень – определение некоей особенности культуры, которая проявляется в исследуемом тексте [1, с. 94]1. 1. [[1], Псху Р.В. Ситуативная герменевтика. М.: Садра. 2022, с. 94].
8 В данной статье мы кратко осветим каждый элемент в аспекте предложенной проблемы рефлексии в восточной философии. Итогом применения метода ситуативной герменевтики должна стать демонстрация особенности изучаемой культуры на примере этического учения ал-Мухасиби.
9 Абу Абдуллах Харис бин Асад ал-Басри родился в 781 г. в Басре в золотой век исламской учености. О его жизни известно очень мало, остались лишь несколько занимательных анекдотов. В историю суфизма вошел под именем ал-Мухасиби (от арабского глагола حاسب), которое можно перевести как «само-испытующий, само-контролирующий, перепроверяющий себя». Известно, что он написал около 200 работ, из которых до наших дней дошло около 30 (из них 18 опубликовано, 11 в рукописях) [2, p. 18]2. Наиболее значимые его труды – «Китаб ар-риайа лихуки-л-лах» («Книга соблюдения обязанностей [по отношению] к Богу), «Китаб ан-насаих ад-динийах» («Книга религиозных наставлений»), «Китаб ат-таваххум» («Книга воображения») и ряд других. Как практически все суфии того времени ал-Мухасиби, опирался в своем учении на Коран, хадисы и различных ранних авторов, в частности, Хасана ал-Басри (642-728). 2. [[2], Picken N.G. al-Harith al-Muhasibi and spiritual purification between asceticism and mysticism / Routledge Handbook on Sufism. London, New York, 2021, p. 18].
10 Краеугольным камнем его метода стал ранний хадис, популярный у среди мусульман, но который Мухасиби использовал в его расширенной версии: «Наилучший джихад – это джихад человека со своей душой и страстью!» ( أفضلُ الجهادِ أن يُجاهدَ الرَّجلُ نَفسَه وهواهُ). Наиболее распространенное понимание джихада - это возникшее в исламе понятие, которым обозначается усердие на пути к Богу, а также борьба за веру, которая в поздний период стала пониматься как «священная война», логически завершающая кораническое требование каждому мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите ислама.
11 Значимость ал-Хариса ал-Мухасиби (781-857) в истории суфизма часто определяют тремя аспектами:

всего просмотров: 160

Оценка читателей: голосов 0

1. Псху Р.В. Ситуативная герменевтика. М.: Садра, 2022.

2. Picken N.G. al-Harith al-Muhasibi and spiritual purification between asceticism and mysticism / Routledge Handbook on Sufism. London, New York, 2021.

3. Smith M. An Early Mystic of Baghdad. A Study of the Life and Teaching of Harith b. Asad ak-Muhasibi a.d. 781- a.d. 857». London, 1935.

4. Picken N.G. Spiritual purification in Islam: the life and works of al-Muḥāsibī. London, New-York, 2011.

5. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. СПб., 2004.

6. Калашников Е.А. Суфийские основания этической доктрины ал-Мухасиби // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sufiyskie-osnovaniya-eticheskoy-doktriny-al-muhasibi (дата обращения: 15.12.2022).

7. Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

8. Кант И. Критика практического разума / Кант И. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Мысль. Т.4, Ч. 1, 1965.

9. Смирнов А.В., Солондаев В.К. Процессуальная логика. М: Садра, 2019.

10. Парибок А.В., Псху Р.В. Мистическое переживание вечности как предел переживания времени. // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4, ч.1.

11. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. [интернет-источник: https://falaq.ru/quran/krac/50#15] (дата обращения 15 декабря 2022 г.)

12. Псху Р.В. Трансцендентальная герменевтика как метод, или с какой стати Оберхаммер // Сагадеевские чтения-2022. Материалы научной конференции: сборник статей, посвященный памяти М.М. аль-Джанаби / отв. ред. сер. Р.В. Псху. М.: ООО «Садра», 2022.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх