Как возможна рефлексия смысла?

 
Код статьиS271326680024532-5-1
DOI10.18254/S271326680024532-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Адрес: Российская Федерация, Симферополь
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 4 Выпуск 1-2
Аннотация

В статье ставится вопрос об особенностях рефлексии смысла в качестве основной идеи современной европейской философии. Эта идея отсылает к самосознанию, о котором в Новое время эмпирическая философия (Дж. Локк) говорит на языке рефлексии, рационализм – на языке Cogito (Р. Декарт). Для Канта Сogito есть трансцендентальное условие образования понятий, и рефлексия должна быть трансцендентальной. Главной задачей феноменологической рефлексии в 20 веке стало выявление сущностей процессов, усмотрение вещей из актов Cogito, которое, по выражению Гуссерля, «несет в себе мир как значимый смысл». Смысл становится проблемой, искомым X, убегающим от анализа, интерпретации. Особенность рефлексии в деонтологизации смысла: словосочетание «смысл должен быть» переводит его бытие в область должного, а долженствование обеспечивает корреляцию между Я и целостностью мира, языка и культуры. Рефлексия смысла становится осмыслением, соотнесением с целостностью, механизмом образования всей совокупности значений в области культуры. Рефлексия смысла становится осмыслением, соотнесением с целостностью, механизмом образования всей совокупности значений.

Ключевые словасмысл, значение, рефлексия, Cogito, целостность, Smysl, деонтология
Получено26.05.2023
Дата публикации30.05.2023
Кол-во символов30847
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Две родственные идеи - рефлексия и Сogito – фундамент последнего убежища «старого» гуманизма, покоящегося на тезисе о сущностном и непреодолимом отличии человека, с одной стороны, от животных и, с другой стороны, от умных машин.
2 О рефлексии и Cogito. Для европейской философии понятие рефлексии фундаментально. А тот факт, что у нас, в русском языке, не только нет разделяемой всеми языковой нормы падежа в управлении (рефлексия смысла? рефлексия над смыслом? рефлексия о смысле?), но мы не можем дать ему точный русский эквивалент, равноценный термин, прочно связывает нас и с античными, и с новоевропейскими истоками. А в самой европейской философии ответ на вопрос «что такое рефлексия?» может составить целую библиотеку. Значительная ее часть будет состоять из работ по психологии, которая оказала и продолжает оказывать существенное влияние на весь комплекс социально-гуманитарного знания. Так что сам по себе ярлык «психологизм» еще рано выбрасывать, тем более, что корни его действительно глубоки. Возможностью психологизма в философии можно считать любое внимательное обращение к внутреннему миру индивида и возможность использовать это обращение с целью коррекции мира или картины мира индивида. А как в наше время можно не обращаться к внутреннему миру индивида? – спросит читатель, знакомый с современной европейской философией, и будет прав, так как самосознание не перестало рассматриваться в качестве одной из её основных целей.
3 В философии есть два базовых термина, с помощью которых самосознание призвано осуществляться – Cogito и рефлексия, они выражают то, в чем новоевропейская философия едина и что представляет собой фундамент европейского индивидуализма. Именно поэтому я полагаю, что существенных отличий в том, ЧТО они называют, нет: Cogito как осознание мной моего мыслящего Я восходит к Р. Декарту, а рефлексия как внутреннее восприятие действий ума - к Дж. Локку. В обоих случаях речь идет о действиях, деятельности Я, о сознании, оба начинают от истоков, осуществив либо радикальное сомнение, либо представив ум в виде белой бумаги 1. 1. Принимаю всю критику и возражения специалистов по Декарту и локковедов, но полагаю: цели и результаты размышлений Картезия и Локка разные, но они сходятся в одной точке, хоть по-разному названной.
4 Если Античности ни термин, ни проблема сознания не ведомы, то для европейской философии эта проблема вполне традиционна, ведь вся новоевропейская метафизика берет начало в декартовом «Я мыслю» как основании утверждать реальность мира. Термин conscientia Картезий употребляет на удивление редко, в среднем один-два раза в одном сочинении, но при этом основным и ставшим специфически картезианским термином является знаменитое Cogito и его производные, имеющие значения, связанные с «мыслить» - когитальный, когитации и проч. Как эти значения связаны с conscientia
5 Перечисляя т.н. «когитальные акты» – акты интеллекта, воли, воображения и чувства – Декарт говорит о том, что они могут быть либо пассивными – восприятиями, либо активными – сознанием: “… adeoque actus cogitativi, ut intelligere, velle, imaginari, sentire, omnes sub ratione communi cogitationis, sive perceptionis sive conscientiæ conveniunt, atque substantiam, cui insunt, dicimus esse rem Cogitantem” – пишет Декарт в «Размышлениях о первой философии. Возражение VII»2] [1, web]. Здесь – картезианское объединение когитальных актов интеллекта, воли, воображения и чувства (intelligere, velle, imaginary, sentire) в субстанциальном подчинении мышлению (Res Cogitans): «будь то восприятие или сознание». Кто их осуществляет? 2. [[1], Descartes René. Meditationes de prima philosophia. Amstelodami. 1670. Appendix //https://books.google.com/books?id=kuVuXpvNqLoC&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false, web

всего просмотров: 156

Оценка читателей: голосов 0

1. Descartes R. Meditationes de prima philosophia. Amstelodami. 1670. Appendix //https://books.google.com/books?id=kuVuXpvNqLoC&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false, web.

2. Locke J. An Essay concerning Humane Understanding. In four Books. London, 1690. Book II. Chapter I. // https://www.gutenberg.org/files/10615/10615-h/10615-h.htm#chap2.01, (дата обращения: 13.02.2023).

3. Локк Дж. Сочинения в трех томах. Том I. Опыт о человеческом разумении. М.: Мысль, 1985.

4. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994. 2006. T. II. Ч.1.

5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Пер. с немецкого Д.В. Скляднева. – СПб: «Наука», «Квента», 1998.

6. Фреге Г. Смысл и значение // Фреге Г. Избранные работы / Пер. с нем. В.А. Куренного. М.: ДИК, 1997. C. 25–50.

7. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1 / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: ДИК, 1999.

8. Европейский словарь философий: Лексикон непереводимостей / Под общей ред. Б. Кассен. Т. 1. Киев: Дух i Лiтера, 2015.

9. Ионеско Э. Есть ли будущее у театра абсурда? Выступление на коллоквиуме «Конец абсурда?» / Пер. Т.Б. Проскурниковой // Театр абсурда. Сборник статей. СПб.: ДБ (Дмитрий Буланин), 2005.

10. Эпштейн Михаил Н. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб.: Алетейя, 2001.

11. Nancy J.-L. The Insufficiency of ‘Values’ and the Necessity of ‘Sense’ // Journal for Cultural Research. Vol.9. Number 4. 2005. Accessed at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14797580500252621?journalCode=rcuv20, (дата обращения: 17.01.2023).

12. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.

13. Нанси Ж.-Л. Смысл мира. Режим доступа: https://philpapers.org/rec/NANTSO, (дата обращения: 13.01.2023).

14. Соловьев Э.Ю. Л.Т. Рыскельдиева. Деонтология в истории философии. Симферополь: Таврия, 2004 [Рецензия] // Totallogy-XXI (чотирнадцятий випуск). Постнекласичні дослідження. - Київ: ЦГО НАН України. 2006. С. 475-485.

15. Cмирнов А.В. Коллективное когнитивное бессознательное и его функции в логике, языке и культуре // Вестник Российской академии наук, 2017, том 87, №10, с. 867-878.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх