Предисловие редактора

 
Код статьиS271326680023370-7-1
Тип публикации Редакторская заметка
Статус публикации Опубликовано
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 3 Выпуск 1-2
Аннотация

       

Ключевые слова
Получено29.11.2022
Дата публикации30.11.2022
Кол-во символов8804
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Трансцендентальную философию Канта связывают с коперниканским переворотом, который в определенном смысле выступает визитной карточкой его трансцендентализма1. При этом явным образом тема коперниканского переворота вводится Кантом в Предисловии к 2-му изд. Критики [BXVI – XXII]2 при обсуждении им двух путей решения проблемы соответствия из письма к М. Герцу (21.02.1772). 1. Можно говорить о коперниканском перевороте в широком и узком смысле. Кантовский коперниканский переворот в широком смысле — общая характеристика кантовского трансцендентализма (см., например, [11, 15, 16] ниже). Здесь и далее мы будем говорить о коперниканском перевороте в более узком смысле, т.е. о кантовской коперниканской аналогии из Предисловия к 2-му изд. его «Критики чистого разума».

2. Ссылки на кантовскую «Критику чистого разума» (далее — Критика) даются в круглых скобках по общепринятой международной пагинации – A (1-е изд.), B (2-е изд.); цитаты из Критики даны по переводу [Кант 2006].
2 В этом письме Кант впервые излагает замысел своей «Критики чистого разума» (которая именуется там «Границы чувственности и рассудка») и определяет основную задачу («тайну») трансцендентальной метафизики как разрешение следующей проблемы соответствия: «Продумывая теоретическую часть… я заметил, что мне не хватает еще кое-чего существенного, что… я упустил из виду и что в действительности составляет ключ ко всей тайне метафизики… Я поставил перед собой вопрос: на чем основывается отношение того, что мы называем представлением (нем. Vorstellung) в нас, к предмету (нем. Gegenstand)?»3. Далее в письме Кант обсуждает два альтернативных способа (пути) решения данной проблемы, одним из которых и выступает его коперниканский переворот. 3. Кант И. Письма // Кант И. Соб. соч. в 8-ми тт. Т.8. М.: Чоро, 1994, с.487.
3 В Предисловии к 2-му изд. Критики Кант сначала говорит о «первоначальной мысли Коперника» и дает описание своего коперниканского переворота [ВXVI – XVIII], а позже в фр. [ВXXI прим.] он пишет об «аналогичном гипотезе Коперника изменении в способе мышления» и ставит задачу «совершить в [метафизике] полную революцию…» [ВXXII]. Тем самым Кант рассматривает «коперниканский переворот» как альтернативный способ (путь) решения проблемы соответствия. Если в эмпиризме (как первом способе решения проблемы соответствия) «до сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразовываться с предметами», то «следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из [противоположного] предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием» [ВXVI]. И далее он продолжает: «Я могу допустить одно из двух: либо понятия, посредством которых я осуществляю это определение, также сообразуются с предметом...; либо же допустить, что предметы… сообразуются с этими понятиями. В этом последнем случае я тотчас же вижу путь более легкого решения вопроса» [ВXVII]. Однако впервые о «двух путях, на которых можно мыслить необходимое соответствие опыта с понятиями о его предметах: или опыт делает эти понятия возможными, или эти понятия делают опыт возможным» и выборе второго из них, т.е. o коперниканском перевороте, хотя и без употребления этого выражение, Кант говорит в 1–м изд. Критики [А92/B126]. В этом смысле в Предисловии к 2-му изд. Кант лишь находит удачную аналогию «коперниканского переворота» для описания совершенной им трансцендентальной революции в метафизике.
4 Тема «коперниканского переворота» является одной из важнейших для понимания кантовского трансцендентализма. Она — постоянный предмет кантоведческих штудий, благодаря чему уточняется понимание, специфика и статус «коперниканского переворота» в кантовской концепции трансцендентальной философии. Приведу в этой связи некоторую подборку литературы по теме ([1 – 23]; привожу данный список статей и книг в хронологическом порядке4):
  1. Natorp P. Die kosmologische Reform des Kopernikus in ihrer Bedeutung für die Philosophie // Preussische Jahrbücher 49, 1882.
  2. Kemp Smith N. The Meaning of Kant’s Copernican Analogy // Mind, Vol. 22, N 88, 1913, P.549–51.
  3. Thilly F. Kant's Copernican Revolution // The Monist, April, 1925. Vol. 35. № 2. Р.329–345.
  4. Paton H.J. Kant’s Metaphysic of Experience: A Commentary on the First Half of the Kritik der reinen Vernunft. 2 vols. New York, 1936.
  5. Cross F.L. Professor Paton and Kant's so-called Copernican Revolution // Mind, 1937. Vol. XLVI; Iss. 184. P.475-477.
  6. Russell B. Human Knowledge, Its Scope and Limits. London, 1948.
  7. Hanson N. R. Copernicus’ Role in Kant’s Revolution // Journal of the History of Ideas, Vol. 20, № 2, 1959, P.274–81.
  8. Engel S. M. Kant’s Copernican Analogy: A Re­examination // Kant-Studien, Vol.54, 1963, P.243–51.
  9. Kaulbach F. Die Copernicanische Denkfigur bei Kant // Kant-Studien, Vol. 64, № 1, 1973, P.30–48.
  10. Katzoff C. Solomon Maimon’s Interpretation of Kant’s Copernican Revolution // Kant-Studien, Vol. 66 (1-4), 1975, Р.342–356.
  11. Bencivenga E. Kant’s Copernican Revolution. Oxford, 1987.
  12. Hahn R. Kant's Newtonian Revolution in Philosophy (Journal of the History of Philosophy Monograph Series), Carbondale: Southern, Illinois University Press, 1988.
  13. Kerszberg P. Two Senses of Kant’s Copernican Revolution // Kant-Studien, Vol. 80, N 1, 1989, P.63–80.
  14. Bonevac D. Kant’s Copernican Revolution // The Age of German Idealism (Routledge History of Philosophy VI) (eds. R.C. Solomon and K.M. Higgins). London: Routledge, 1993, P.40–68.
  15. Green J. E. Kant's Copernican revolution: the transcendental horizon. New York: University Press of America,1997.
  16. Gardner S. Kant and the Critique of Pure Reason, London: Routledge, 1999.
  17. Miles M. Kant’s ‘Copernican Revolution’: Toward Rehabilitation of a Concept and Provision for the Interpretation of the Critique of Pure Reason // Kant-Studien, Vol. 97, № 1, 2006, P.1–32.
  18. Schulting D. Kant’s Copernican Analogy: Beyond the Non­specific Reading // Studi kantiani, Vol. 22, 2009, P.39–65.
  19. Schönecker D., Schulting D., Strobach N. Kants kopernikanisch­newtonische Analogie // Deutsche Zeitschrift für Philosophie, Vol. 54, № 4, 2011, P.497–518.
  20. Carl W. Kants kopernikanische Wende // Kant und die Philosophie in weltbürgerlichen Absicht. Akten des XI. Kant-Kongresses 2010 // Kant and Philosophy in a Cosmopolitan Sense: Proceedings of the Eleventh International Kant Congress (eds. S. Bacin, A. Ferrarin, C. La Rocca, M. Ruffing), 5 vols. Berlin, 2013, Vol. 1, P.163–77.
  21. Ferrarin A. The A and B Prefaces to the first Critique. A destitute Queen and the So-Called “Copernican revolution” // Ferrarin A. The powers of pure reason: Kant and the idea of cosmic philosophy, The University of Chicago Press. Chicago and London, 2015, P.265–272.
  22. Rockmore Т. Some consequences of Kant’s Copernican turn // Philosophy of Science and Technology, 2019, Vol. 24, № 1, P.46–60.
  23. Olson·V.J. On the Significance of the Copernican Revolution: Transcendental Philosophy and the Object of Metaphysics // CON-TEXTOS KANTIANOS. International Journal of Philosophy № 7, 2018, P.89-127 (doi: 10.5281/zenodo.1298708).
4. Замечу, что данный список содержит как специальные статьи по теме (в основном), так и целые книги, посвященные теме «коперниканского» переворота (см. [11, 12, 15](, а также главы в монографиях, посвященных концепции И.Канта (см. [14, 16]).

всего просмотров: 250

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 2006. T.2. Ч.1, Ч.2.

2. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Соб. соч. в 8-ми т. Т. 4. М.: Чоро, 1994, С. 5–152.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх