Цифровая зрелость индивида как оценка его цифровой компетентности: виды и уровни

 
Код статьиS181570410028086-9-1
DOI10.54884/S181570410028086-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой социально-педагогических измерений
Аффилиация: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Ведущий научный сотрудник, профессор кафедры математики и инженерной графики военной
Аффилиация: Академия Минпросвещения РФ, Академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы110-118
Аннотация

В статье на основе анализа видов и семантики цифровых компетенций обосновывается идея необходимости введения понятия цифровая зрелость индивида как оценочного инструмента его готовности к функционированию в профессиональной и социальной сферах цифрового общества. В соответствии с существующей классификацией цифровых компетенций приводится описание иерархической структуры видов цифровой зрелости человека: базовая, ключевая, универсальная, сквозная и специальная. Каждый из приведенных видов цифровой зрелости предлагается диагностировать на трех уровнях: необходимом, уверенного пользователя и экспертном. В статье отражен первый этап теоретического осмысления анонсированного понятия и проведенный констатирующий эксперимент по выявлению уровня базовой цифровой зрелости у обучающихся и преподавателей.

Ключевые словаклассификация цифровых компетенций, профессиональное образование, цифровая зрелость, цифровая трансформация образования, цифровые компетенции
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов21533
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Изменения технологического характера, обусловленные цифровой трансформацией всех сфер деятельности человека, с необходимостью приводят к обновлению традиционных и конструированию новых подходов к организации образовательного процесса на всех его уровнях, в том числе и в системе профессионального образования.
2 Многочисленными исследованиями доказано, что в условиях цифровой экономики трендами профессиональной востребованности становятся цифровые навыки (компетенции). Разработка концепции цифровой трансформации привела к необходимости введения термина «цифровая зрелость» и описания его семантического значения. Так, в исследовании М.А. Гордеева отмечается, что «окончательного методологического обоснования и модели цифровой зрелости в российской практике не сложилось, и необходимо продолжать исследование понятийного аппарата цифровой трансформации» [1, с. 374].
3 Изначально термин «цифровая зрелость» употреблялся в качестве критерия, позволяющего анализировать текущее состояние и перспективы хода цифровой трансформации отдельно взятой организации, отрасли хозяйствования или целого региона [2].
4 В условиях цифровой трансформации стало очевидным, что термин «цифровая зрелость» может быть применен и к субъекту профессиональной деятельности. Но поскольку профессиональные знания и профессионально важные качества человека формируются в специально организованной среде образовательной организации, то логично предположить, что определенного уровня цифровой зрелости обучающийся должен достигнуть в процессе обучения и проявить способности к постоянному расширению цифровых навыков. В указанном контексте выпускник вуза должен быть охарактеризован как человек, достигший требуемого профессией уровня цифровой зрелости. В полной мере семантика термина «цифровая зрелость» становится актуальной и при рассмотрении проблем теории и практики организации повышения квалификации и переподготовки работающих специалистов.
5 Таким образом, цифровая зрелость рассматривается авторами как инструмент оценки цифровой компетентности субъекта профессиональной деятельности. Однако в настоящее время исследователями цифровой трансформации образования приводятся различные виды цифровых компетенций и уровней овладения ими в процессе обучения. В этих условиях целью статьи становится попытка выстроить иерархическую структуру цифровых компетенций, в основу которой положен этап профессионального становления личности (допрофессиональный, профессиональный и постпрофессиональный), описать содержание понятия «цифровая зрелость» субъекта деятельности на каждой ступени иерархии, а также предложить диагностируемые уровни цифровой зрелости на каждом из выделенных ее видов.
6 Методы исследования. Основу представленного материала составили научные исследования в области цифровой трансформации всех сфер деятельности человека, апеллирующие к его высокой цифровой компетентности, которая проявляется как в профессиональной, так и в бытовой сферах.

всего просмотров: 126

Оценка читателей: голосов 0

1. Гордеев М.А. Понятие цифровой зрелости в подготовке специалистов дополнительного профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2(55). С. 373–389.

2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 20.08.2023).

3. Збарский А.М., Гаранин М.А., Суляева О.А. Сквозные цифровые технологии в образовании // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://1economic.ru/lib/118580 (дата обращения: 19.08.2023).

4. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Минобрнауки России 14 июля 2021)]. URL: https://spa.msu.ru/wp-content/uploads/12.pdf (дата обращения: 19.08.2023).

5. Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 2. С. 935–948.

6. Соколов Д.В. Цифровые компетенции в инновационной экономике // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 4. С. 74–80.

7. Филичев И.А. Ключевые компетенции в условиях цифровой трансформации // Финансовые рынки и банки. 2023. № 5. С. 29–31.

8. Приказ Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41/ (дата обращения: 20.08.2023).

9. Воскресенская Н.Г. Непосредственные и опосредующие факторы готовности студентов к развитию универсальных цифровых компетенций // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2022. № 3. С. 64–77.

10. Широкопояс А. Цифровые навыки сотрудников: 6 главных вызовов для HR в области обучения / Аналитический отчет АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка». URL: https://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika_6_vyzovov_dlya_hr (дата обращения: 20.08.2023).

11. Федеральный проект «Цифровые технологии». URL: https://in.minenergo.gov.ru/prioriteti/prioriteti/natsproekty/federalnyy-proekt-tsifrovye-tekhnologii (дата обращения: 19.08.2023).

12. Панасюк В.П., Ачкасова О.Г. Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 114–122.

13. Правительство включило 10 сквозных технологий в концепцию технологического развития России / Сквозные технологии цифровой экономики. URL: https://dzen.ru/a/ZDQJKvQJFQ312sW6 (дата обращения: 20.08.2023).

14. Сорокина Г.П., Першина Т.А., Долгих Е.А. Внедрение цифровых компетенций в образовательные программы высшего образования в России // Вестник университета. 2022. № 5. С. 61–70.

15. Ачкасова О.Г. Формирование сквозных цифровых компетенций студентов в экосистеме дополнительного профессионального образования вуза: автореф. … дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2022. 27 с.

16. Концепция развития цифровых компетенций студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/docs/575682494.html (дата обращения: 20.08.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх