Кантовский коперниканский переворот как измененный метод мышления [в метафизике]: его структура и статус в системе трансцендентальной философии

 
Код статьиS271326680020991-0-1
DOI10.18254/S271326680020991-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, 119049, Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

Кантовский трансцендентализм можно рассматривать как метафизику возможного опыта, связанную с решением [семантической] проблемы соответствия, поставленной им в письме к М. Герцу (21.02.1772): «На чем основывается отношение того, что мы называем представлением в нас, к предмету?». Кант выделяет два возможных способа решения этой проблемы: эмпиризм и априоризм, – и выбирает второй из них, совершая, тем самым, свой «коперниканский переворот». В своем Предисловии к 2-му изд. Критики Кант соотносит коперниканский переворот с «измененным методом мышления [в метафизике]» и рассматривает его в качестве аналога научного гипотетико-дедуктивного метода Коперника – Галилея – Ньютона. Анализ кантовского коперниканского переворота показывает, что он имеет сложную структуру и в нем можно выделить два вектора: эмпирический (от предметов к представлениям) и ноуменальный (от априорных представлениям к предметам опыта). Введение априорного вектора (resp. априорных форм) говорит о том, что кантовская концепция не эмпирична, но поскольку в ней сохраняется эмпирический вектор, то его трансцендентализм совместим с эмпирическим реализмом [A370–1]. Тем самым кантовский трансцендентализм представляет собой синтез реализма (базовый уровень) и трансцендентального идеализма (как мета–уровневой надстройки над ним), задачей которой является выявление и анализ трансцендентальных условий [возможности] нашего познания предметов.

Ключевые словаТрансцендентализм (трансцендентальная философия), кантовский коперниканский переворот (революция), «измененный метод мышления [в метафизике]», гипотетико-дедуктивный метод, трансцендентальный метод.
Получено16.12.2022
Дата публикации30.11.2022
Кол-во символов56212
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 **1 1. Данная статья является обобщающим синтезом двух моих более ранних статей по данной теме: [[1], Катречко С.Л. Кантовский «коперниканский переворот»: синтез эмпирического реализма и трансцендентального идеализма // Вопросы философии. 2022. № 6. С. 131-141]; [[2], Катречко СЛ. Кантовский коперниканский переворот и «измененный [трансцендентальный] метод мышления» // Трансцендентальный поворот в современной философии (6): трансцендентализм как «измененный метод мышления [в метафизике]», модусы и перспективы трансцендентальной метафизики: материалы ежегодного международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии – 6» /Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. М.: Изд-во ГАУГН–Пресс, фонд ЦГИ, 2021. с.90–100].
2

Кантовский коперниканский переворот является одной из важнейших тем для понимания сути трансцендентальной философии. Можно сказать, что он выступает визитной карточкой кантовского трансцендентализма и поэтому в данной статье мы попробуем разобраться в его природе и специфике, проанализировать его структуру (на примере элементарного познавательного акта) и определить его статус и значение в трансцендентальной философии2.

2. Кантовский коперниканский переворот – одна из постоянных тем кантоведческих штудий, посредством чего достигается его более точная трактовка. Сошлемся в этой связи на обзорную статью М. Майлса [[3], Miles M. Kant’s ‘Copernican Revolution’: Toward Rehabilitation of a Concept and Provision for the Interpretation of the Critique of Pure Reason // Kant-Studien, Vol. 97, № 1, 2006, P.1–32], в которой дается современная трактовка кантовского коперниканского переворота с учетом предшествующих исследований данной темы (см. перевод данной статьи в этом выпуске журнала).
3

1. Главная идея/задача трансцендентальной философии.

4

 Начнем наш анализ с задания концептуальных рамок трансцендентальной философии, что прояснит роль и место в нем кантовского коперниканского переворота3. Под трансцендентальной философией будем понимать, прежде всего, метафизику [возможного] опыта/опытного знания (нем. Erfahrung4). Данная трактовка связана с когнитивно–семантическим прочтением Канта, основой для которого выступает его известное письмо к М. Герцу (21.02.1772), где впервые излагается замысел «Критики чистого разума» (которая там именуется как «Границы чувственности и рассудка»). В этом письме Кант определяет главную задачу своей трансцендентальной философии как разрешение следующей [семантической] проблемы соответствия: «Продумывая теоретическую часть… я заметил, что мне не хватает еще кое-чего существенного, что… я упустил из виду и что в действительности составляет ключ ко всей тайне метафизики5… Я поставил перед собой вопрос: на чем основывается отношение того, что мы называем представлением (нем. Vorstellung) в нас, к предмету (нем. Gegenstand)?»6.

3. Более подробно о «главной идее трансцендентальной философии» см.: [[4], Катречко С. Л. Кантовская идея трансцендентальной философии // Трансцендентальный журнал, Т. 1, Вып. 1, 2020;. URL: >>>> ].

4. Как отмечает один из переводчиков Канта, прямого аналога немецкого термина Erfahrung в русском языке нет [[5], Арзакарян Ц.Г. Примечания //Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. с.549]. Стандартным образом Erfahrung на русский он переводится как «опыт», но отсылает также к «знанию»: в Критике Кант отождествляет Erfahrung и Empirische Erkenntnis [В147–8], – и поэтому его точнее переводить как «опытное знание». Соответственно, термин Erkenntnis мы переводим как «знание», а не как «познание». Причем надо иметь в виду, что термин Erkenntnis не является полноценным «знанием» в современном смысле слова, а означает в кантовское время «ссылку (reference) [представления] к предмету» [[6] George R. Kant’s sensationism // Syntese, Vol. 47, 1981, p.241–2], указывая на объективный характер нашего [научного] познания предметов.

5. Обратим внимание на то, что Кант под метафизикой, в отличие от онтологического модуса метафизики Античности (Платон, Аристотель) и вслед за А.Г. Баумгартеном (1714–1762) и И.Н. Тетенсом (1736–1807), понимает «науку о первых принципах человеческого знания» [B871], развивая, тем самым, эпистемический модус метафизики.

6. Кант И. Избранные письма // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.8. М.: Чоро, 1994. С.487.
5 На важность проблемы соответствия указывает то, что в кантовских Критике и Пролегоменах она трансформируется в «главный трансцендентальный вопрос» о возможности априорных синтетических суждений [8, c.33–34]7, разрешение которого составляет основную задачу трансцендентальной философии: «вся трансцендентальная философия, необходимо предшествующая всякой метафизике, сама есть не что иное, как полное разрешение предложенного здесь [трансцендентального] вопроса [«как возможны синтетические суждения априори?» – С.К.] только в систематическом порядке и со всей обстоятельностью, так что до сих пор еще не было никакой трансцендентальной философии» [8, c.32]8 При этом в Критике Кант осуществляет сдвиг своей проблемы соответствия: из внешне–семантической (как соотношение предмета и представления) она становится внутренне–синтаксической9, как соотношение субъекта и предиката [априорно-синтетического] суждения10. 7. См. также название разделов Пролегомен: [[8], Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.4, М.: Чоро, 1994, стр.34, 50].

8. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.4, М.: Чоро, 1994, с.32.

9. В этой связи В. Лонгенес говорит об «интернализации» (internalization) проблемы соответствия [[9], Longuenesse B. Kant and the Capacity to Judge: Sensibility and Discursivity in the Transcendental Analytic of the Critique of Pure Reason, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998, p.20n].

10. Функцию предмета здесь выполняет субъект [суждения], который соотносится с предикатом, причем в априорно-синтетических суждениях априорный предикат (понятие) подчиняет себе субъект (предмет), что аналогично соотношению предмета и понятия в кантовском коперниканском перевороте.
6

Тем самым концептуальной новацией Канта выступает эпистемологическая переориентация догматической [онтологической] метафизики в «научную» метафизику11, или трансцендентальную философию, в основании которой лежит «измененный метод мышления» [ВXVIII]12. Это позволяет решить проблему соответствия, совершив при этом революционный коперниканский переворот: «Задача этой критики… разума состоит в попытке изменить прежний способ исследования в метафизике, а именно совершить в ней полную революцию…» [ВXXII].

11. См.: Катречко С.Л. Как возможна метафизика: на пути к научной [трансцендентальной] метафизике //Вопросы философии №3, 2012. с.3–15.

12. Отсылки к «Критике чистого разума» (далее — Критика) даются в квадратных скобках по общепринятой международной пагинации – A (1-е изд.), B (2-е изд.); цитаты из Критики даны по двуязычному изданию: [Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. II. Ч.1, T. II. Ч.2].

всего просмотров: 513

Оценка читателей: голосов 0

1. Катречко С.Л. Кантовский «коперниканский переворот»: синтез эмпирического реализма и трансценденталь-ного идеализма // Вопросы философии. 2022. № 6. с.131–141.

2. Катречко СЛ. Кантовский коперниканский переворот и «измененный [трансцендентальный] метод мышления» // Трансцендентальный поворот в современной философии (6): трансцендентализм как «измененный метод мыш-ления [в метафизике]», модусы и перспективы трансцендентальной метафизики: материалы ежегодного междуна-родного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии – 6» /Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. М.: Изд-во ГАУГН–Пресс, фонд ЦГИ, 2021. с.90–100.

3. Miles M. Kant’s ‘Copernican Revolution’: Toward Rehabilitation of a Concept and Provision for the Interpretation of the Critique of Pure Reason // Kant-Studien, Vol. 97, № 1, 2006, P.1–32.

4. Катречко С.Л. Кантовская идея трансцендентальной философии //Трансцендентальный журнал (Studies in Tran-scendental Philosophy; Electronic resource). URL: http://ras.jes.su/transcendental/s123456780008967-4-1].

5. Арзакарян Ц.Г. Примечания //Кант И. Критика чистого разума («Философское наследие»). М.: Мысль, 1994. с.546–563.

6. George R. Kant’s sensationism // Syntese, Vol. 47, 1981, p.229–255.

7. Кант И. Избранные письма // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.8. М.: Чоро, 1994. С.463–590.

8. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.4, М.: Чоро, 1994, С.5–152.

9. Longuenesse B. Kant and the Capacity to Judge: Sensibility and Discursivity in the Transcendental Analytic of the Cri-tique of Pure Reason, Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998.

10. Катречко С.Л. Как возможна метафизика: на пути к научной [трансцендентальной] метафизике //Вопросы фи-лософии №3, 2012. с.3–15.

11. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. II. Ч.1, T. II. Ч.2.

12. Рорти Р. Философия и Зеркало природы. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.

13. Schulting D. Kant’s Copernican Analogy: Beyond the Non­speci?c Reading // Studi kantiani, Vol. 22, 2009, P.39–65.

14. Schonecker D., Schulting D., Strobach N. Kants kopernikanisch­newtonische Analogie // Deutsche Zeitschrift fur Phi-losophie, Vol. 54, № 4, 2011, P.497–518.

15. Kemp Smith N. The Meaning of Kant’s Copernican Analogy // Mind, Vol. 22, N 88, 1913, P.549–51 (см. также: Kemp Smith N. Commentary to Kant’s “Critique of Pure Reason. London, 1923, P.22–25.

16. Hahn R. Kant's Newtonian Revolution in Philosophy (Journal of the History of Philosophy Monograph Series), Carbondale: Southern, Illinois University Press, 1988.

17. Werkmeister W.H. The complementarity of phenomena and things in themselves // Synthese, 1981. Vol.47, № 2. p.301–311.

18. Кант И. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали // Кант И. Соч. в 8-ми тт. Т.2. М.: Чоро, 1994. с.159–190.

19. Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. Разум нового времени в парадоксах самообоснования М.: Мысль, 1991.

20. Bencivenga E. Kant’s Copernican Revolution. New York and Oxford: Oxford University Press, 1987.

21. Allison H. Kant's Transcendental Idealism: An Interpretation and Defense (Revised and Enlarged Edition), New Haven and London: Yale University Press, 2004.

22. Bird G. The Revolutionary Kant: A Commentary on the Critique of Pure Reason, Chicago and La Salle: Open Court, 2006.

23. Katrechko S. On Kant’s Transcendental Argument(s) // Con-Textos Kantianos, 2016, № 4, pp.98–117.

24. Катречко С.Л. Абдукция как логика открытия (Пирс) и трансцендентальная аргументация (Кант) //Двенадцатые Смирновские чтения: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 24–26 июня 2021 г. [ред.: О.М.Григорьев, Д.В.Зайцев, Ю.В.Ивлев, В.И.Шалак, Н.Е.Томова; отв.ред. В.И.Маркин ].— Москва: Изд-во «Рус-ское общество истории и философии науки», 2021, с.269–273 (URL: http://rshps.ru/books/12-smirnov-readings.pdf).

25. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). М.: Прогресс-Традиция, 2000.

26. Rockmore T. On Constructivist Epistemology. Lanham: Rowman & Littlefield, 2005.

27. Lenk H. Interpretationskonstrukte. — Frankfurt am Main, 1993.

28. Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в современной эпистемологии и науке // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / Под ред. В.А. Лекторского. М.: Канон +, 2009. С. 5–40.

29. Rod W. Erfahrung und Reflexion. Theorien der Erfahrung in transzendentalphilosophischer Sicht. Munchen, 1991.

30. Lepp?koski M. The Transcendental How. Stockholm: , 1993.

31. Robinson H. The Disappearing X //Proceedings of the 9th International Kant Congress, Berlin: De. Gruyter, 2001, Vol. 2, pp.418-428.

32. Фреге Г. Смысл и значение // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997, С. 25–49.

33. Катречко С.Л. Кантовское явление объективно-объектное (предметное) представление //Кантовский сборник, 2017, Т.36, № 3. с.7–20.

34. Селларс У. Роль воображения в кантовской теории опыта (пер. С.Л. Катречко) //Эпистемология и философия науки. Т.XXVIII №2. Москва: Альфа–М, 2011. с.213–229.

35. Baldner K. Is Transcendental Idealism Coherent? // Synthese, 1990, Vol. 85, № 1, p.1–23.

36. Кассирер Э. Познание и действительность, CПб.: Изд-во «Шиповникъ», 1912.

37. Катречко С.Л. Специфика кантовского трансцендентализма и концепт «вещь–сама–по–себе» //Кантовский сборник, 2017, Т.36, № 4, с.68–87.

38. Катречко С.Л. Является ли кантовский трансцендентализм идеализмом? Концептуальный реализм Канта //Трансцендентальный журнал (Studies in Transcendental Philosophy), Т. 2, Вып. 1, 2021; URL: https://transcendental.ru/s271326680016082-0-1/.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх