Kant's Copernican Revolution and the Theory of Experience

 
PIIS271326680020910-1-1
DOI10.18254/S271326680020910-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of History of Foreign Philosophy
Affiliation: Lomonosov Moscow State University, Faculty of Philosophy
Address: Moscow, 119991, Russia, Moscow, Lomonosovsky prospect, 27, bldg. 4. Educational building
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 3 Issue 1-2
Abstract

The article analyzes the relationship between Kant's “Copernican revolution” and his theory of experience. The author demonstrates that the principles of the “altered way of thinking” form the foundation of the theory of experience and determine the structure and characteristics of transcendental cognition. The author explicates the structural elements of experience: sensible intuitions, pure a priori concepts of understanding, pure transcendental synthesis, schematism of pure concepts, principles as a system of rules for the use of categories, regulative ideas of reason. All these elements are constitutive and regulative components of experience. In this case, Kant's theory of experience is the realistic constructivism.

KeywordsCopernican revolution, theory of experience, altered way of thinking, realistic constructivism
Received08.07.2022
Publication date30.11.2022
Number of characters50474
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Коперниканская революция И. Канта (1724 – 1804) вызвала к жизни обновленную и модифицированную трансцендентальную философию во всей ее совокупности и, как следствие, – новую концепцию трансцендентального познания. Учение о трансцендентальном познании есть не что иное, как один из разделов критической философии и базируется на тех фундаментальных положениях «измененного метода мышления», который как раз и принято называть «коперниканским переворотом».
2 Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать взаимосвязь «коперниканской революции» Канта и его концепции трансцендентального познания, которую в настоящее время чаще всего обозначают как «теория опыта». Необходимо показать, что именно основополагающие установки «измененного метода мышления» составляют фундамент кантовской теории опыта и, соответственно, обусловливают структуру и характерные черты трансцендентального познания.
3

Первоначальные «революционные» интенции И. Канта

4 Истоки «революции в способе мышления» мы встречаем уже в так называемый «докритический» период творчества Канта, и, прежде всего, в трактате «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали» (1764), где эксплицитно присутствует разделение на синтетические (в математике) и аналитические (в философии) суждения, а сама метафизика определяется как «философия первых оснований нашего познания»1. 1. Кант, И. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2. С. 169.
5 Чуть позже, в 1766 г., философ публикует сочинение «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика», где ясно указывает на двоякого рода пользу от метафизики, в которую он был «волей судеб влюблен»2. Первого рода польза заключается в «решении задач, которые ставит любознательный человек, когда он разумом пытается выведать у вещей их тайные свойства»3. Однако результат изыскания в данном случае очень часто обманывает надежду самого исследователя. Такой исход вполне закономерен, поскольку здесь Кант имеет в виду старую метафизическую схоластику, которую он задумал радикальным образом преобразовать с помощью измененного способа мышления, или Коперниканской революции. 2. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2. С. 259.

3. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2. С. 259.
6 Вторая польза в наибольшей мере соответствует природе человеческого ума и заключается в критическом действии метафизики: «она следит за тем, исходит ли задача из того, что доступно знанию, и каково отношение данного вопроса к приобретенным опытом понятиям, на которых всегда должны быть основаны наши суждения. В этом смысле метафизика есть наука о границах человеческого разума»4. Анализ данного пассажа дает возможность утверждать, что, во-первых, такая метафизика как раз и является той ожидаемой Кантом дисциплиной, которая способна пойти «надежным путем науки». Во-вторых, чрезвычайно важное для философа понятие опыта (Erfahrung) употребляется здесь не в расхожем и обыденном значении, а в качестве термина, обозначающего всю совокупность научных познавательных действий. Иначе говоря, здесь мы встречаемся с одним из первых случаев употребления понятия «опыт» в его трансцендентальном смысле. 4. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2. С. 260.

views: 226

Readers community rating: votes 0

1. Kant, I. Issledovanie otchetlivosti principov estestvennoj teologii i morali // Kant, I. Soch. v 8 tomah. Pod obsh. red. A.V. Gulygi. M.: Choro, 1994. T. 2, s. 159 – 190.

2. Kant, I. Grezy duhovidca, poyasnennye grezami metafizika // Kant, I. Soch. v 8 tomah. Pod obsh. red. A.V. Gulygi. M.: Choro, 1994. T. 2, s. 203 – 266.

3. Kant, I. O forme i principah chuvstvenno vosprinimaemogo i intelligibelnogo mira // Kant, I. Soch. v 8 tomah. Pod obsh. red. A.V. Gulygi. M.: Choro, 1994. T. 2, s. 277 – 320.

4. Kant, I. Kritika chistogo razuma (A, 1781) // Kant, I. Sochineniya na nemeckom i russkom yazykah. T. 2, Ch. 2. M.: Nauka, 2006.

5. Kant, I. Kritika chistogo razuma (V, 1787) // Kant, I. Sochineniya na nemeckom i russkom yazykah. T. 2, Ch. 1. M.: Nauka, 2006.

6. Kant, I. Prolegomeny // Kant, I. Soch. v 8 tomah. Pod obsh. red. A.V. Gulygi. M.: Choro, 1994. T. 4, s. 5 – 152.

7. Kant, I. O voprose, predlozhennom na premiyu Korolevskoj Berlinskoj Akademiej nauk v 1791 godu: Kakie dejstvitelnye uspehi sozdala metafizika v Germanii so vremeni Lejbnica i Volfa? // Kant, I. Soch. v 8 tomah. Pod obsh. red. A.V. Gulygi. M.: Choro, 1994. T. 7, s. 377 – 459.

8. Kant I. Iz rukopisnogo naslediya (materialy k «Kritike chistogo razuma», Opus postumum) / Pod red. V.A. Zhuchkova; per. s nem. V.V. Vasileva, S.A. Chernova. M.: Progress-Tradiciya, 2000.

9. Kyun, Manfred. Kant: biografiya / Per. s angl. A. Vasilevoj, pod nauch. red. K. Chepurina. M.: ID «Delo» RANHiGS, 2021.

10. Hinske, Norbert. Pozdnee neterpenie Kanta: Posleslovie k «Prolegomenam» // Filosofiya i istoriya filosofii. Aktualnye problemy. K 90-letiyu akademika T.I. Ojzermana. M.: Kanon+, 2004. S. 397 – 407.

11. Allais, L. Manifest Reality. Kant’s Idealism and his Realism. Oxford: Oxford University Press, 2015.

12. Allison, H. Kant’s Transcendental Idealism. An Interpretation and Defence. New Haven; London: Yale University Press, 1983.

13. Carl, W. Der schweigende Kant: die Entwurfe zu einer Deduktion der Kategorien vor 1781. Göttingen: Vandenhöck und Ruprecht, 1989.

14. Guyer, P. Kant and the Claims of Knowledge. New York, etc.: Cambridge University Press, 1987.

15. Heidemann, D. Deduktion der reinen Verstandesbegriffe, transzendentale // Kant-Lexikon: 3 Bde. Hrsg. M. Willaschek, Jü. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin. Bd. 1. Berlin, Boston: de Gruyter, 2015.

16. Henrich, D. The Proof-Structure of Kant’s Transcendental Deduction // The Review of Metaphysics. Vol. 22, № 4 (Jun., 1969).

17. Röd, W. Erfahrung und Reflexion: Theorien der Erfahrung in transzendentalphilosophischer Sicht. München: Beck, 1991.

Система Orphus

Loading...
Up