Коперниканская революция И. Канта и теория опыта

 
Код статьиS271326680020910-1-1
DOI10.18254/S271326680020910-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры Истории зарубежной философии
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
Адрес: Москва, 119991, Россия, Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп. 4. Учебный корпус «Шуваловский».
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 3 Выпуск 1-2
Аннотация

В статье анализируется взаимосвязь «коперниканской революции» Канта и его теории опыта. Автор демонстрирует, что принципы «измененного способа мышления» составляют фундамент теории опыта и обусловливают структуру и характерные черты трансцендентального познания. Автор эксплицирует структурные элементы опыта: чувственные созерцания, чистые априорные понятия рассудка, чистый трансцендентальный синтез, схематизм чистых понятий, основоположения как система правил употребления категорий, регулятивные идеи разума. Все эти элементы представляют собою конститутивные и регулятивные компоненты опыта. В таком случае теория опыта Канта представляет собою реалистический конструктивизм.

Ключевые словакоперниканская революция, теория опыта, измененный способ мышления, реалистический конструктивизм
Получено08.07.2022
Дата публикации30.11.2022
Кол-во символов50474
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Коперниканская революция И. Канта (1724 – 1804) вызвала к жизни обновленную и модифицированную трансцендентальную философию во всей ее совокупности и, как следствие, – новую концепцию трансцендентального познания. Учение о трансцендентальном познании есть не что иное, как один из разделов критической философии и базируется на тех фундаментальных положениях «измененного метода мышления», который как раз и принято называть «коперниканским переворотом».
2 Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать взаимосвязь «коперниканской революции» Канта и его концепции трансцендентального познания, которую в настоящее время чаще всего обозначают как «теория опыта». Необходимо показать, что именно основополагающие установки «измененного метода мышления» составляют фундамент кантовской теории опыта и, соответственно, обусловливают структуру и характерные черты трансцендентального познания.
3

Первоначальные «революционные» интенции И. Канта

4 Истоки «революции в способе мышления» мы встречаем уже в так называемый «докритический» период творчества Канта, и, прежде всего, в трактате «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали» (1764), где эксплицитно присутствует разделение на синтетические (в математике) и аналитические (в философии) суждения, а сама метафизика определяется как «философия первых оснований нашего познания»1. 1. Кант, И. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2. С. 169.
5 Чуть позже, в 1766 г., философ публикует сочинение «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика», где ясно указывает на двоякого рода пользу от метафизики, в которую он был «волей судеб влюблен»2. Первого рода польза заключается в «решении задач, которые ставит любознательный человек, когда он разумом пытается выведать у вещей их тайные свойства»3. Однако результат изыскания в данном случае очень часто обманывает надежду самого исследователя. Такой исход вполне закономерен, поскольку здесь Кант имеет в виду старую метафизическую схоластику, которую он задумал радикальным образом преобразовать с помощью измененного способа мышления, или Коперниканской революции. 2. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2. С. 259.

3. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2. С. 259.
6 Вторая польза в наибольшей мере соответствует природе человеческого ума и заключается в критическом действии метафизики: «она следит за тем, исходит ли задача из того, что доступно знанию, и каково отношение данного вопроса к приобретенным опытом понятиям, на которых всегда должны быть основаны наши суждения. В этом смысле метафизика есть наука о границах человеческого разума»4. Анализ данного пассажа дает возможность утверждать, что, во-первых, такая метафизика как раз и является той ожидаемой Кантом дисциплиной, которая способна пойти «надежным путем науки». Во-вторых, чрезвычайно важное для философа понятие опыта (Erfahrung) употребляется здесь не в расхожем и обыденном значении, а в качестве термина, обозначающего всю совокупность научных познавательных действий. Иначе говоря, здесь мы встречаемся с одним из первых случаев употребления понятия «опыт» в его трансцендентальном смысле. 4. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2. С. 260.

всего просмотров: 228

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант, И. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2, с. 159 – 190.

2. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2, с. 203 – 266.

3. Кант, И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 2, с. 277 – 320.

4. Кант, И. Критика чистого разума (А, 1781) // Кант, И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 2, Ч. 2. М.: Наука, 2006.

5. Кант, И. Критика чистого разума (В, 1787) // Кант, И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 2, Ч. 1. М.: Наука, 2006.

6. Кант, И. Пролегомены // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 4, с. 5 – 152.

7. Кант, И. О вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской Академией наук в 1791 году: Какие действительные успехи создала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа? // Кант, И. Соч. в 8 томах. Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 7, с. 377 – 459.

8. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum) / Под ред. В.А. Жучкова; пер. с нем. В.В. Васильева, С.А. Чернова. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

9. Кюн, Манфред. Кант: биография / Пер. с англ. А. Васильевой, под науч. ред. К. Чепурина. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2021.

10. Хинске, Норберт. Позднее нетерпение Канта: Послесловие к «Пролегоменам» // Философия и история философии. Актуальные проблемы. К 90-летию академика Т.И. Ойзермана. М.: Канон+, 2004. С. 397 – 407.

11. Allais, L. Manifest Reality. Kant’s Idealism and his Realism. Oxford: Oxford University Press, 2015.

12. Allison, H. Kant’s Transcendental Idealism. An Interpretation and Defence. New Haven; London: Yale University Press, 1983.

13. Carl, W. Der schweigende Kant: die Entwurfe zu einer Deduktion der Kategorien vor 1781. Göttingen: Vandenhöck und Ruprecht, 1989.

14. Guyer, P. Kant and the Claims of Knowledge. New York, etc.: Cambridge University Press, 1987.

15. Heidemann, D. Deduktion der reinen Verstandesbegriffe, transzendentale // Kant-Lexikon: 3 Bde. Hrsg. M. Willaschek, Jü. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin. Bd. 1. Berlin, Boston: de Gruyter, 2015.

16. Henrich, D. The Proof-Structure of Kant’s Transcendental Deduction // The Review of Metaphysics. Vol. 22, № 4 (Jun., 1969).

17. Röd, W. Erfahrung und Reflexion: Theorien der Erfahrung in transzendentalphilosophischer Sicht. München: Beck, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх