Is Experience Diacritical? Transl. from English Аnna Ushenina

 
PIIS271326680012713-4-1
DOI10.18254/S271326680012713-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Eötvös Loránd University
Address: Budapest, Hungary
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 1 Issue 2-3
Abstract

The article describes the implementation of the diacritical principle in the philosophy of László Tengelyi. It is emphasized that not only the method is diacritical, but also the experience in itself, in the description of which Tengelyi sees the main task of phenomenological philosophy. In doing so, the author presents the main ideas of Tengelyi's last book, paying special attention to such structures of experience as I, the Other and the world. The analysis of the categories of experience and their relation is carried out, for which the Kantian term «consonance» used. However, unlike Kant, Tengelyi shows that consonance permeates all experience. Further, the author, developing Tengelyi's approach, examines in detail the diacritical relation between the I and the Other and such types of diacritically structured experience as love, despair and the consciousness of one's own death.

 

KeywordsDiacritical method, I, Other, world, diacritically structured experience, consonance of categories of experience, love, grief, one’s own death
Received24.11.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters21915
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В «Welt und Unendlichkeit» Тенгели описывает диакритический метод следующим образом: «Диакритический принцип (Vorgehensweise) заключается в том, чтобы ретроспективно должным образом отделять друг от друга моменты, которые, казалось бы, совпадают, но при этом не ставить под сомнение тот факт, что они, будучи отделенными, по существу необходимо принадлежат друг другу»1. 1. Tengelyi L. Welt und Unendlichkeit, c. 301. Цитаты даются в моем переводе.
2 Соответственно, это не только метод, который является диакритическим, но и опыт сам по себе: его моменты связаны диакритически. Если это так, а я думаю, что это так и есть, и если опыт является предметом философии, как справедливо утверждает Тенгели, то задачей философии является описание этой структуры.
3 В своей последней книге Тенгели дал превосходный и всеобъемлющий анализ опыта в данном направлении. Ниже я представлю его идеи в самом первом приближении. Затем я хотел бы остановиться на некоторых других структурах опыта, которые, на мой взгляд, являются фундаментальными и которым в книге по тем или иным причинам было уделено недостаточно внимания.
4 Если опыт является диакритическим, то тогда невозможно «ясно и отчетливо» отделить первый момент, «fundamentum inconcossum»2, аподиктически достоверную точку отсчета. Тенгели отвергает все попытки разработать философию на основе допущения реального разделения. Позвольте мне вкратце обрисовать некоторые возможные варианты, сосредоточившись на феноменологической традиции. При этом я предполагаю, что окончательные, ни к чему не сводимые моменты опыта – это Я, другой и мир. 2. * прочное основание (лат.) – Прим. пер.
5 (1) Одним из вариантов является Декартова эгология, которая в качестве отправной точки берет Я и стремится построить философию на этом фундаменте. У Гуссерля (я хотел бы подчеркнуть, что я имею в виду его «Картезианские медитации»3, а не те рукописи, в которых он описывает четыре «изначальных факта», в том числе, интерсубъективность, не углубляясь в их систематическую разработку), эта концепция подвергается критике, основанной на идее интенциональности. Поскольку сознание есть всегда сознание чего-либо, точкой отсчета вместо ego cogito должно быть ego cogito cogitatum. 3. Husserl E. Cartesianische Meditationen
6 Однако в некотором смысле Гуссерль придерживается фундаментально-иерархической концепции, поскольку он выступает за разделение Я/мира (интенциональность) и alter ego, другого Я, или, по меньшей мере, его анализ остается небезупречным и неоднозначным в этом отношении4. В его «Картезианских медитациях» другой видится на основе и с точки зрения Я, или, точнее, корреляции Я/мира. Поэтому я бы назвал его феноменологию «объективной эгологией». 4. См. также Held K. Das Problem der Intersubjektivität
7 (2) «Альтерология», разработанная Левинасом, берет свою точку отсчета в другом. При некотором упрощении этот подход можно символически выразить в следующем тезисе: «Один всегда является заложником другого»5. Однако такая концепция остается в рамках того же самого разделения, поскольку она по-прежнему предполагает возможность начала философии с одного из разделенных моментов – на этот раз Я заменяется другим. 5. В конце книги, Левинас утверждает, что «эта книга интерпретирует субъект как заложника». См. Levinas Otherwise than Being, or Beyond Essence, с. 184.

views: 727

Readers community rating: votes 0

1. Epicurus: "Epicurus to Menoeceus", in: Epicurus The Extant Remains, trans. Cyril Bailey, Oxford 1926.

2. Held, Klaus: "Das Problen der Intersubjectivitat und die Idee einer phanomenologischen Transzendentalphilosophie" в: Ulrich Claesges, Klaus Held (ред.): Perspektiven transzendental-phanomenologischer Forshung (Phaenomenologia 49), The Hauge, c. 3-60.

3. Husserl, Edmund: Cartesian Meditation, trans. Dorion Cairns, The Hauge 1973.

4. Levinas, Emmanuel: Otherwise than Being, or Beyond Essence, trans. Alphonso Lingis, Pittsburgh 1981.

5. Marion, Jean-Luc: The Erotic Phenomenon, trans. Stephen E. Lewis, Chicago 2007.

6. Merleau-Ponty, Maurice: The Visible and the Invisible, trans. Alphonso Lingis, Эванстон 1968.

7. Nietzsche, Friedrich: The Birth of Tragedy, trans. Walter Kaufmann, in: The Birth of Tragedy и Дело Вагнера, New York 1967.

8. Sartre, Jean-Paul: Being and Nothingness, trans. Hazel E. Barnes, New York 1956.

9. Sartre, Jean-Paul: The Imaginary, trans. Jonathan Webber, London - New York 2004.

10. Sartre, Jean-Paul: The Transcendence of the Ego, trans. Sara Richmond, London 2004.

11. Scheler, Max: Wesen und Formen der Sympathie. Die deutsche Philosophie der Gegenwart, Bern/Munchen 1973.

12. Tengelyi, Laszlo: Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phanomenologischer Metaphysik, Freiburg/Munchen 2014.

Система Orphus

Loading...
Up