The Infinity of the World (Book Review Tengelyi L. Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2015. 604 S. ISBN (PDF-E-Book): 978-3-495-86049-6)

 
PIIS271326680011883-1-1
DOI10.18254/S271326680011883-1
Publication type Review
Source material for review László Tengelyi. Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2015. – 604 S. ISBN (PDF-E-Book): 978-3-495-86049-6.
Status Published
Authors
Occupation: Assosiate Professor
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, 199 034, Saint Petersburg, Universitetskaya emb., 7/9
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 1 Issue 2-3
Abstract

In my review, I survey the main content of L. Tengeli's book World and Infinity, reconstruct its structure and discuss the author’s research results in the field of phenomenology of the world, presented in it. In particular, I note here that Tengelyi conducts a detailed criticism of onto-theology, starting from the problem of the katholo-protological structure of metaphysics in Aristotle. He outlines Husserl’s doctrine of primordial facts and Heidegger’s idea of metontology. In addition, here I give a relatively detailed description of Tengeliy’s understanding of a thing and the world, as well as his interpretation of infinity as a basic characteristic of the world.

Keywordsphenomenology of the world, katholo-protological structure, onto-theology, metontology, world, thing, László Tengelyi
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR according to the research project Phenomenological Concept of the World # 18-011-00912
Received30.12.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters35482
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Книга венгерско-немецкого философа Ласло Тенгели «Мир им бесконечность. К проблеме феноменологической метафизики» впервые вышла в свет в 2014 г. незадолго до скоропостижной смерти автора. Она принесла Тенгели заслуженную славу одного из самых проницательных умов в современной философии, по крайней мере, в феноменологии. В настоящей рецензии в опоре на электронный вариант третьего издания этой монографии, опубликованный в 2015 г., дается краткий обзор ее содержания и оценка изложенных в ней результатов.
2 Работа Тенгели достаточно объемна по современным меркам – шестьсот четыре страницы, на которых рассматривается весьма разнородный материал и затрагиваются самые разнообразные темы. Однако не будет ошибкой сказать, что проблемой, объединяющей все изложение, является проблема возможности феноменологической метафизики. Учитывая название и содержание заключения к книге, можно сказать также, что этот вопрос сводится для Тенгели к вопросу о возможности метафизики без онто-теологии. К экспозиции названной проблемы автор «Мира и бесконечности» подступает издалека, начиная с исследования того, какой статус и какое устройство были присущи philosophia prima еще в античности, переходя затем к Средним векам и Новому времени, включая немецкий идеализм, и, наконец, обращаясь к традиционным и актуальным образцам феноменологической философии. Такой ход экспозиции основной проблемы исследования обусловливает и структуру всей книги, сообщая ей определенное смысловое единство. Если заранее не знать об этом ее лейтмотиве или, зная о нем, не удерживать его при чтении постоянно во внимании, то может возникнуть впечатление разрозненности структурных элементов – глав и разделов – монографии, а также чисто историографического характера всего исследования. Действительно, каждая отдельная глава книги может выглядеть как завершенное и даже изолированное в себе историко-философское разыскание. Вообще, стиль изложения и аргументации у автора «Мира и бесконечности» таковы, что он, скорее, в своем труде дает слово уже сбывшимся образцам философской мысли, словно бы следую девизу «De nobis ipsis silemus», так, что собственную позицию его приходится еще только вычленять и восстанавливать из разрозненных – и иногда повторяющихся в разных частях книги – интерпретаций. При этом объем и глубина знакомства Тенгели с философемами прошлого, а также образцами современной мысли – причем самых разных направлений философии, не только феноменологической, но и аналитической, структурализма и постстурктурализма – не может не впечатлять.
3 Так или иначе, книга Тенгели состоит из введения, трех частей, заключения, библиографии, послесловия и дополнительных указаний, указателя имен и предметного указателя. В первой части книги, озаглавленной «Метафизика и онтотеология», обращает на себя внимание то, как Тенгели очерчивает сущность конфликта между катологическим и протологическим пониманием первой философии – конфликта, который обозначился уже в трудах Аристотеля. Реконструируя эту апорию, Тенгели опирается во многом на труды таких значительных, но недостаточно известных в русскоязычной среде французских философов и историков философии, как Пьер Обанк, Реми Браг, Жан-Франсуа Куртин, Доминик Жанико и др. В «Мире и бесконечности» констатируется, что у самого Стагирита можно найти разные истолкования первой философии в качестве науки о сущем как сущем. Собственно, само сущее как сущее может быть понято (1) как сущее в целом или в общем (тут многое зависит еще и от того, как понимать аристотелевское καθόλου) – на основании присущности ему бытия как общего «признака» и (2) как сущее в смысле первого сущего, которое существует вечно, непреходящим образом, индивида, которому всегда уже должно быть присуще действительное существование. Как именно соотносятся друг с другом эти два понимания сущего как такового (предельное целое и наиболее общее, с одной стороны, и Бог, с другой) и у Аристотеля, и в дальнейшем – не вполне понятно. Но и то, и другое составляет сущностное определения предмета первой философии. Это и создает дальнейшее напряжение во вставшей на путь формирования католо-протологической онто-теологии истории метафизики. Во всяком случае протологический момент в ней явно является виновником сближения первой философии и теологии, что, разумеется, закрывает путь к формированию метафизики без онто-теологии – какой и должна быть, по мысли Тенгели, метафизика феноменологическая.

views: 699

Readers community rating: votes 0

1. Breuer, I. Faktizität, Notwendigkeit und Zufälligkeit bei Aristoteles und Husserl // Horizon. Studies in Phenomenology. Vol. 5 (1), 2016. S. 133-149.

2. Heidegger M. Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd 26. Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz. Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann Verlag, 1978.

3. Heidegger M. Sein und Zeit. 18 Aufl. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2001.

4. Schuller, A. Der Satz vom Ungrund. Der schellingsche Überwindungversuch der Ontologie als Vorläufer der phänomenologischen Metaphysik bei László Tengelyi // Welt und Unendlichkeit. Ein deutsch-ungarischer Dialog in memoriam László Tengelyi. Hrsg. M. Gabriel, C. Olay, S. Ostritsch. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2017. S. 79-96.

5. Tengelyi, L. Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2015.

Система Orphus

Loading...
Up