Бесконечность мира (Рецензия на книгу László Tengelyi. Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2015. 604 S. ISBN (PDF-E-Book) 978-3-495-86049-6)

 
Код статьиS271326680011883-1-1
DOI10.18254/S271326680011883-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва László Tengelyi. Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2015. – 604 S. ISBN (PDF-E-Book): 978-3-495-86049-6.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, 199 034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 2-3
Аннотация

В рецензии раскрывается основное содержание книги Л. Тенгели «Мир и бесконечность», дается обзор ее структуры и оценка изложенных в ней результатов исследований автора, связанных с феноменологией мира. В частности, здесь отмечается, что Тенгели проводит достаточно подробную критику онтотеологии, отталкиваясь от проблемы католо-протологической структуры метафизики у Аристотеля. Он реконструирует учение Гуссерля о первоначальных фактах и идею метонтологии у Хайдеггера. Также здесь дано сравнительно развернутое описание понимания вещи и мира у Тенгели, а также его трактовки бесконечности как базовой характеристики мира.

Ключевые словафеноменологическая метафизика, католо-протологическая структура, онто-теология, метонтология, мир, вещь, Ласло Тенгели
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Феноменологическое понятие мира» № 18-011-00912
Получено30.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов35482
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Книга венгерско-немецкого философа Ласло Тенгели «Мир им бесконечность. К проблеме феноменологической метафизики» впервые вышла в свет в 2014 г. незадолго до скоропостижной смерти автора. Она принесла Тенгели заслуженную славу одного из самых проницательных умов в современной философии, по крайней мере, в феноменологии. В настоящей рецензии в опоре на электронный вариант третьего издания этой монографии, опубликованный в 2015 г., дается краткий обзор ее содержания и оценка изложенных в ней результатов.
2 Работа Тенгели достаточно объемна по современным меркам – шестьсот четыре страницы, на которых рассматривается весьма разнородный материал и затрагиваются самые разнообразные темы. Однако не будет ошибкой сказать, что проблемой, объединяющей все изложение, является проблема возможности феноменологической метафизики. Учитывая название и содержание заключения к книге, можно сказать также, что этот вопрос сводится для Тенгели к вопросу о возможности метафизики без онто-теологии. К экспозиции названной проблемы автор «Мира и бесконечности» подступает издалека, начиная с исследования того, какой статус и какое устройство были присущи philosophia prima еще в античности, переходя затем к Средним векам и Новому времени, включая немецкий идеализм, и, наконец, обращаясь к традиционным и актуальным образцам феноменологической философии. Такой ход экспозиции основной проблемы исследования обусловливает и структуру всей книги, сообщая ей определенное смысловое единство. Если заранее не знать об этом ее лейтмотиве или, зная о нем, не удерживать его при чтении постоянно во внимании, то может возникнуть впечатление разрозненности структурных элементов – глав и разделов – монографии, а также чисто историографического характера всего исследования. Действительно, каждая отдельная глава книги может выглядеть как завершенное и даже изолированное в себе историко-философское разыскание. Вообще, стиль изложения и аргументации у автора «Мира и бесконечности» таковы, что он, скорее, в своем труде дает слово уже сбывшимся образцам философской мысли, словно бы следую девизу «De nobis ipsis silemus», так, что собственную позицию его приходится еще только вычленять и восстанавливать из разрозненных – и иногда повторяющихся в разных частях книги – интерпретаций. При этом объем и глубина знакомства Тенгели с философемами прошлого, а также образцами современной мысли – причем самых разных направлений философии, не только феноменологической, но и аналитической, структурализма и постстурктурализма – не может не впечатлять.
3 Так или иначе, книга Тенгели состоит из введения, трех частей, заключения, библиографии, послесловия и дополнительных указаний, указателя имен и предметного указателя. В первой части книги, озаглавленной «Метафизика и онтотеология», обращает на себя внимание то, как Тенгели очерчивает сущность конфликта между катологическим и протологическим пониманием первой философии – конфликта, который обозначился уже в трудах Аристотеля. Реконструируя эту апорию, Тенгели опирается во многом на труды таких значительных, но недостаточно известных в русскоязычной среде французских философов и историков философии, как Пьер Обанк, Реми Браг, Жан-Франсуа Куртин, Доминик Жанико и др. В «Мире и бесконечности» констатируется, что у самого Стагирита можно найти разные истолкования первой философии в качестве науки о сущем как сущем. Собственно, само сущее как сущее может быть понято (1) как сущее в целом или в общем (тут многое зависит еще и от того, как понимать аристотелевское καθόλου) – на основании присущности ему бытия как общего «признака» и (2) как сущее в смысле первого сущего, которое существует вечно, непреходящим образом, индивида, которому всегда уже должно быть присуще действительное существование. Как именно соотносятся друг с другом эти два понимания сущего как такового (предельное целое и наиболее общее, с одной стороны, и Бог, с другой) и у Аристотеля, и в дальнейшем – не вполне понятно. Но и то, и другое составляет сущностное определения предмета первой философии. Это и создает дальнейшее напряжение во вставшей на путь формирования католо-протологической онто-теологии истории метафизики. Во всяком случае протологический момент в ней явно является виновником сближения первой философии и теологии, что, разумеется, закрывает путь к формированию метафизики без онто-теологии – какой и должна быть, по мысли Тенгели, метафизика феноменологическая.

всего просмотров: 696

Оценка читателей: голосов 0

1. Breuer, I. Faktizität, Notwendigkeit und Zufälligkeit bei Aristoteles und Husserl // Horizon. Studies in Phenomenology. Vol. 5 (1), 2016. S. 133-149.

2. Heidegger M. Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd 26. Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz. Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann Verlag, 1978.

3. Heidegger M. Sein und Zeit. 18 Aufl. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2001.

4. Schuller, A. Der Satz vom Ungrund. Der schellingsche Überwindungversuch der Ontologie als Vorläufer der phänomenologischen Metaphysik bei László Tengelyi // Welt und Unendlichkeit. Ein deutsch-ungarischer Dialog in memoriam László Tengelyi. Hrsg. M. Gabriel, C. Olay, S. Ostritsch. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2017. S. 79-96.

5. Tengelyi, L. Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх