Феноменологическая метафизика мира Ласло Тенгели

 
Код статьиS271326680011857-2-1
DOI10.18254/S271326680011857-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, 199 034 Санкт-Петербург, Университетская наб, д. 7/9
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 2-3
Аннотация

В статье реконструируются основные черты феноменологической трактовки мира у Ласло Тенгели. Здесь отмечается, что этот философ рассматривает мир как факт, имеющий вместе с тем необходимый характер. Необходимость мира является не априорно-логической, а обусловленной согласованностью опыта. Метафизика мира вообще ограничена данностью опыта. Мир Тенгели вслед за Гуссерлем трактует как универсальный горизонт, в котором вещь может являться в качестве бесконечной системы оттенков. В статье анализируется также понятие наброска мира у Тенгели и дается обзор двух особо выделяемых им набросков – метонтологического трансцендентализма и натуралистического автаркизма. Особый акцент в статье сделан на понятии бесконечности как базовой характеристики мира у Тенгели. Он рассматривает бесконечность как открытость для возникновения новых свойств вещей.

Ключевые словамир, набросок мира, вещь, горизонт, бесконечность, метонтологический трансцендентализм, натуралистический автаркизм, диакритическая феноменология, диакритическое различие
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Феноменологическое понятие мира» № 18-011-00912.
Получено27.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов46417
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

В настоящее время характеристика Ласло Тенгели (1954 – 2014) в качестве одного из наиболее выдающихся умов, внесших значимый вклад в разработку philosophia prima после Хайдеггера, едва ли может показаться преувеличением. Действительно, этим мыслителем если не разработан, то, по крайней мере, достаточно детально набросан специфический вариант первой философии – метафизики мира. Поскольку же метафизика эта выстраивается благодаря использованию строго очерченного феноменологического метода, мы можем без всяких оговорок обозначить ее как феноменологическую метафизику мира. В качестве таковой она противопоставляется ее автором любым спекулятивным попыткам построения метафизики; и в первую очередь – онто-теологическому ее пониманию.

2

Разумеется, метафизика мира Тенегли не выросла, что называется, из ниоткуда. Ее питает уже состоявшаяся феноменологическая традиция: в своих штудиях он опирается во многом на то, что было достигнуто Э. Гуссерлем, особенно, в во второй книге «Идей» и некоторых других его трудах, посвященных метафизике первоначальных фактов. Многим феноменологическая метафизика мира обязана и идее метонтологии у Хайдеггера, а также его пониманию человека как мирообразующего существа. Впрочем, своей конфигурацией метафизика мира у Тенгели обязана – как позитивно, так и критически-негативно – не только феноменологии. Она, очевидно, формировалась также и в диалоге с некоторыми образцами аналитической метафизики, в частности, Дэвида Льюиса, Дональда Дэвидсона и др., а также постнеокантианством, например, с онтологией Николая Гартмана. Все это, впрочем, не означает, что мысль Тенгели является вторичной и эпигонской. Завидная эрудиция Тенгели используется им в его трудах, скорее, для иллюстрации сути дела. В своих трудах рассматриваемые им тезисы и приводимые аргументы он, как правило, ставит в соответствие историко-философским прецендентам, где тем или иным образом выдвигались похожие тезисы и приводились подобные аргументы, которые неизменно критически обсуждаются самим Тенгели, даже там, где они им не принимаются или принимаются частично. Нередко он дает им весьма своеобразную интерпретацию, от которой и отталкивается в своих дальнейших рассуждениях.

3

Главная цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить основные черты феноменологической метафизики Тенгели, прежде всего, – предложенного в ней понимания мира. Достижение названной цели предполагает решение следующих тактических задач. (1) Прояснение понимания действительности мира в контексте идеи согласованности опыта у Тенгели. (2) Установление содержания центрального для феноменологической метафизики Тенгели понятия наброска мира и характера борьбы таких набросков. (3) Экспликация содержания идеи бесконечного как ключевой характеристики мира в метафизике Тенгели. Структура статьи соответствует порядку постановки и решения указанных задач. В заключение к ней делаются общие выводы из проведенного исследования, дается их критическая оценка и намечаются некоторые перспективы дальнейшего исследования философии Ласло Тенгели, прежде всего, – его феноменологической метафизики. При выполнении исследования, итоги которого представлены в настоящей статье, использовались такие методы, как анализ, интерпретация и историко-философская реконструкция.

всего просмотров: 823

Оценка читателей: голосов 0

1. Breuer, I. Faktizität, Notwendigkeit und Zufälligkeit bei Aristoteles und Husserl // Horizon. Studies in Phenomenology. Vol. 5 (1), 2016. S. 133-149.

2. Heidegger, M. Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd 26: Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz. Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann Verlag, 1978.

3. Husserl, E. Cartesianische Meditationen. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1987.

4. Husserl, E. Gesammelte Werke. Bd IV. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1952.

5. Husserl, E. Gesammelte Werke. Bd VIII. Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1959.

6. Römer, I. From Kant to Problem of Phenomenological Metaphysics. In Memoriam of László Tengelyi // Horizon. Studies in Phenomenology. Vol. 5 (1), 2016. P. 115-132.

7. Römer, I. Was ist phänomenologische Metaphysik? // Welt und Unendlichkeit. Ein Deutsch-Ungarischer Dialog in Memoriam László Tengelyi. Hrsg. v. M. Gabriel, C. Olay, S. Ostritsch. Freiburg / München: Karl Alber Verlag, 2017. S. 115-130.

8. Tengelyi, L. Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2015.

9. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. Gusserl' Eh. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kniga pervaya. Obschee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu. [Ideas towards Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy. Book I. General Introduction to Pure Phenomenology] M.: Dom intellektual'noj knigi, 1999. (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх