László Tengelyi’s Phenomenological Metaphysics of the World

 
PIIS271326680011857-2-1
DOI10.18254/S271326680011857-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, 199 034 Saint Petersburg, Universitetskaya emb. 7/9
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 1 Issue 2-3
Abstract

In my paper, I reconstruct the basic features of the metaphysical conception of the world in László Tengelyi. I outline that he understands the world and its existence as a fact. In opposition to traditional ontology, Tengelyi believes that the fact of the world is of necessary. However, its necessity is not of logical a priori nature but conditioned by the concordance of experience. One ought to point out that the Tengelyi’s phenomenological metaphysics of the world is limited by the realm of experience. Following Husserl, he treats the world as the universal horizon of the experience. This is the horizon in which a thing can appear as limitless system of gradations. I analyze also the Tengelyi’s concept ‘project of world’ and explore two ‘projects’ of such a kind pointed in his metaphysics, namely (1) metontological transcendentalism and (2) naturalistic autarchism.  I pay a special attention to the Tengelyi’s concept of the infinitude as a basic characteristic of the world. He considers it as the openness to the generation of the absolute new qualities of the things in the world.

Keywordsworld, project of world, thing, horizon, infinitude, metontological transcendentalism, naturalistic autarchism, diacritical phenomenology, diacritical difference.
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR according to the research project "Phenomenological Concept of the World" # 18-011-00912.
Received27.12.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters46417
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

В настоящее время характеристика Ласло Тенгели (1954 – 2014) в качестве одного из наиболее выдающихся умов, внесших значимый вклад в разработку philosophia prima после Хайдеггера, едва ли может показаться преувеличением. Действительно, этим мыслителем если не разработан, то, по крайней мере, достаточно детально набросан специфический вариант первой философии – метафизики мира. Поскольку же метафизика эта выстраивается благодаря использованию строго очерченного феноменологического метода, мы можем без всяких оговорок обозначить ее как феноменологическую метафизику мира. В качестве таковой она противопоставляется ее автором любым спекулятивным попыткам построения метафизики; и в первую очередь – онто-теологическому ее пониманию.

2

Разумеется, метафизика мира Тенегли не выросла, что называется, из ниоткуда. Ее питает уже состоявшаяся феноменологическая традиция: в своих штудиях он опирается во многом на то, что было достигнуто Э. Гуссерлем, особенно, в во второй книге «Идей» и некоторых других его трудах, посвященных метафизике первоначальных фактов. Многим феноменологическая метафизика мира обязана и идее метонтологии у Хайдеггера, а также его пониманию человека как мирообразующего существа. Впрочем, своей конфигурацией метафизика мира у Тенгели обязана – как позитивно, так и критически-негативно – не только феноменологии. Она, очевидно, формировалась также и в диалоге с некоторыми образцами аналитической метафизики, в частности, Дэвида Льюиса, Дональда Дэвидсона и др., а также постнеокантианством, например, с онтологией Николая Гартмана. Все это, впрочем, не означает, что мысль Тенгели является вторичной и эпигонской. Завидная эрудиция Тенгели используется им в его трудах, скорее, для иллюстрации сути дела. В своих трудах рассматриваемые им тезисы и приводимые аргументы он, как правило, ставит в соответствие историко-философским прецендентам, где тем или иным образом выдвигались похожие тезисы и приводились подобные аргументы, которые неизменно критически обсуждаются самим Тенгели, даже там, где они им не принимаются или принимаются частично. Нередко он дает им весьма своеобразную интерпретацию, от которой и отталкивается в своих дальнейших рассуждениях.

3

Главная цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить основные черты феноменологической метафизики Тенгели, прежде всего, – предложенного в ней понимания мира. Достижение названной цели предполагает решение следующих тактических задач. (1) Прояснение понимания действительности мира в контексте идеи согласованности опыта у Тенгели. (2) Установление содержания центрального для феноменологической метафизики Тенгели понятия наброска мира и характера борьбы таких набросков. (3) Экспликация содержания идеи бесконечного как ключевой характеристики мира в метафизике Тенгели. Структура статьи соответствует порядку постановки и решения указанных задач. В заключение к ней делаются общие выводы из проведенного исследования, дается их критическая оценка и намечаются некоторые перспективы дальнейшего исследования философии Ласло Тенгели, прежде всего, – его феноменологической метафизики. При выполнении исследования, итоги которого представлены в настоящей статье, использовались такие методы, как анализ, интерпретация и историко-философская реконструкция.

views: 795

Readers community rating: votes 0

1. Breuer, I. Faktizität, Notwendigkeit und Zufälligkeit bei Aristoteles und Husserl // Horizon. Studies in Phenomenology. Vol. 5 (1), 2016. S. 133-149.

2. Heidegger, M. Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd 26: Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz. Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann Verlag, 1978.

3. Husserl, E. Cartesianische Meditationen. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1987.

4. Husserl, E. Gesammelte Werke. Bd IV. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1952.

5. Husserl, E. Gesammelte Werke. Bd VIII. Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1959.

6. Römer, I. From Kant to Problem of Phenomenological Metaphysics. In Memoriam of László Tengelyi // Horizon. Studies in Phenomenology. Vol. 5 (1), 2016. P. 115-132.

7. Römer, I. Was ist phänomenologische Metaphysik? // Welt und Unendlichkeit. Ein Deutsch-Ungarischer Dialog in Memoriam László Tengelyi. Hrsg. v. M. Gabriel, C. Olay, S. Ostritsch. Freiburg / München: Karl Alber Verlag, 2017. S. 115-130.

8. Tengelyi, L. Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 2015.

9. Gusserl' Eh. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kniga pervaya. Obschee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu. [Ideas towards Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy. Book I. General Introduction to Pure Phenomenology] M.: Dom intellektual'noj knigi, 1999. (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up