«Дескриптивная метафизика», дескриптивная аналитика, дескриптивная эстетика. Структура познания в «Критике чистого разума» Канта

 
Код статьиS123456780009383-2-1
DOI10.18254/S271326680009383-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 1
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о возможности применения понятия дескриптивной метафизики в отношении проекта трансцендентальной философии Канта. Дескриптивной метафизикой в аналитической философии называется описание структур мышления о мире. Основанием дескрипции актов мышления о мире с точки зрения Канта является дескрипция форм созерцания. Трансцендентальной (дескриптивной) аналитике рассудка должна предшествовать трансцендентальная (дескриптивная) эстетика в качестве исследования чистых созерцаний пространства и времени. Феномен времени при этом рассматривается как условие возможности определения понятий «суждение», «категория рассудка», «чистый рассудок» и «предмет познания». 

 

Ключевые словадескриптивная метафизика, трансцендентальное познание, трансцендентальная аналитика, трансцендентальная эстетика, опыт, время, категории рассудка
Источник финансированияДанное исследование проведено в рамках проекта «Кантовский проект дескриптивной метафизики: история и современное развитие», поддержанного грантом РФФИ (проект № 19–011–00925а)
Получено22.04.2020
Дата публикации06.07.2020
Кол-во символов20917
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Понятие дескриптивной метафизики, предложенное Питером Стросоном, – это понятие исследования, целью которого является описание действительной структуры нашего мышления о мире. В силу того, что вся история европейской метафизики – это история попыток описания структуры нашего мышления о мире, возникает естественный вопрос, касающийся принципов определения сущности дескриптивного исследования. Наличие таких принципов является необходимым условием для разграничения собственно дескриптивного (трансцендентального) и ревизионистского (догматического) исследования. Вместе с тем, понятие дескриптивной науки не является исключительным достоянием аналитической традиции. В XIX в. это определение было использовано Францем Брентано для характеристики дескриптивной психологии как науки о феноменах сознания, а впоследствии употреблялось представителями феноменологического движения, в частности Эдмундом Гуссерлем и его учеником Мартином Хайдеггером. Именно Гуссерля следует считать непревзойденным мастером дескриптивного анализа. В «Идеях I» Гуссерль указывает на феноменологический характер исследования, проведенного Кантом в трансцендентальной дедукции первой редакции «Критики чистого разума». Именно в силу этого кантовский проект трансцендентальной философии можно считать проектом «дескриптивной метафизики»: Кант занимается описанием априорной структуры нашего мышления о мире. Внутреннее единство трансцендентальной традиции от Канта до Хайдеггера обусловлено пристальным вниманием к исследованию оснований возможности опыта: речь идет не только о том, что условия возможности опыта являются равным образом условиями возможности предметов опыта (Кант), но также и о том, что условия возможности категориального созерцания являются условиями возможности предметов категориального созерцания (Гуссерль) и в радикальной интерпретации – о том, что условия возможности онтологического познания являются вместе с тем условиями возможности онтического познания позитивных наук (Хайдеггер). Если в дефиниции дескриптивной метафизики, данной Стросоном, акцент делается на структуре мышления, то для трансцендентально-феноменологической традиции принципиальным становится выявление полной структуры нашего познания мира, включающей в себя созерцание и мышление. Все сказанное является предуведомлением для нижеследующего небольшого размышления о принципах построения системы критики разума Канта как «дескриптивной метафизики».
2 В марте-апреле 1929 г. в швейцарском Давосе состоялась знаменитая дискуссия между неокантианцем Эрнстом Кассирером и Мартином Хайдеггером. В центре внимания участников дискуссии находилась проблема интерпретации «Критики чистого разума» Канта. Кассирер придерживался традиционного представления о том, что первую «Критику» и корпус связанных с ней работ необходимо трактовать как теорию познания точных и естественных наук. Эту позицию разделяли не только неокантианцы: Эдмунд Гуссерль, основатель феноменологического движения и учитель Хайдеггера, в принципе рассматривал методологию трансцендентального исследования с точки зрения теории познания. Хайдеггер, напротив, утверждал, что «Критика чистого разума» содержит в себе идею онтологии, понимая при этом под онтологией фундаментальную науку метафизики природы, содержащую систему основоположений (синтетических суждений a priori как региональных аксиом) и функционирующих в этих основоположениях категорий рассудка, поскольку они могли бы применяться исключительно к предметам возможного опыта. С этого времени вопрос о том, является ли первая кантовская «Критика» теорией познания или онтологией, становится ключевым вопросом исследований, посвященных кантовской системе критики разума. Сторонники гносеологического направления и критики онтологии для подтверждения приводимых ими аргументов ссылаются на общеизвестный фрагмент из раздела «Об основании различения всех предметов вообще на phaenomena и noumena”, в котором Кант совершенно недвусмысленно заявляет: «... гордое имя онтологии, притязающее на то, чтобы давать априорные синтетические знания о вещах вообще в виде систематического учения (например, принцип причинности), должно быть заменено скромным именем простой аналитики чистого рассудка» 1. 1. Кант И. Критика чистого разума. // Кант И. Сочинения. В 6-ти тт. Т. 3. М.: Мысль, 1964. С. 305.

всего просмотров: 719

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант И. Критика чистого разума. // Кант И. Сочинения. В 6-ти тт. Т. 3. М.: Мысль, 1964 – 800 с.

2. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в качестве науки. // Кант И. Сочинения. В 6-ти тт. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1964 – 544 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх