Социология философии: трудности развития

 
Код статьиS013216250006228-3-1
DOI10.31857/S013216250006228-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры «Социальные и гуманитарные дисциплины»
Аффилиация: Брянский государственный технический университет
Адрес: Российская Федерация, Брянск
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 8
Страницы133-142
Аннотация

Социология философии сегодня занимает незначительное место среди социологических дисциплин, посвященных различным направлениям культуры. Выделены две возможные причины этого явления. Первая – социологическое изучение философии уже происходит в рамках социологии науки; поскольку перерождение современной науки в технонауку разделяет социальные функции науки и философии, их исследования должны проводиться раздельно. Вторая – незначительное влияние философии на социальные процессы в техногенном обществе; но и в таком случае причины потери философией своего лидирующего места в культуре заслуживают исследования в рамках анализа современного менталитета. Автором обоснована необходимость дальнейшей разработки социологии философии как самостоятельного направления. Определены предмет и объект исследования социологии философии, стоящие перед ней задачи и связи с другими социологическими дисциплинами.

Ключевые словасоциология, философия, современность, постнеклассическая наука, социальные институты, техногенное общество, социальные функции философии, социология науки
Получено25.09.2019
Дата публикации25.09.2019
Кол-во символов32786
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Постановка проблемы.

2 Среди социологических дисциплин, проблемы которых освещаются на страницах журнала «Социологические исследования», находит свое место, казалось бы, анализ всех областей культуры. Отсутствует лишь социология философии – область культуры, которая в прошлом занимала очень видное место в общественном сознании. Философов иногда обожествляли, иногда казнили; с ними вели переписку монархи (и гордились этим, как Екатерина II и Фридрих II), порою их труды уничтожали, а самих философов заключали в тюрьму или изгоняли. Все это говорит о том, что в прошлом философия сильно влияла на общество, требуя для нейтрализации своего влияния вмешательства политических элит. Как минимум два мощных социальных проекта, изменивших европейскую цивилизацию, за последние три столетия вышли именно из философских разработок – это движение Просвещения XVIII в., приведшее к становлению демократических государств, и марксизм XIX в., сделавший народные массы социальным субъектом. Почему же сегодня социология философии практически незаметна? Логически возможны два ответа. Во-первых, социологические исследования философии могут фактически входить в другую область социологии, более разработанную. В этом качестве напрашивается социология науки, поскольку иногда философию считают одной из научных дисциплин. Но, как будет показано ниже, различия между господствующими сегодня научными направлениями и философией расширяются.
3 Во-вторых, малая разработанность социологии философии может объясняться незаметностью ее воздействия на современное общество (как бы его ни называли – постиндустриальным, информационным или как-либо еще). Поэтому, исследуя те области культуры, которые определяют социальные процессы, ученые включают в их число музыку или театр, но исключают философию. Но в этом случае мы должны зафиксировать масштабное изменение менталитета современного человека: если область, которая два тысячелетия претендовала на центральную роль в культуре, потеряла свое значение, то причины и следствия этого переворота заслуживают исследования или как минимум артикуляции.
4 Итак, нужна ли социология философии и какую форму она может иметь?
5

Социология философии – как она есть.

6 Понятие «социология философии» не является новым. Еще в 1998 г. (в русском переводе – в 2002 г.) вышла книга Рэндалла Коллинза «Социология философий» с подзаголовком «Глобальная теория интеллектуального изменения» [Коллинз, 2002; Попокова, 2016]. Предложенный в этой книге алгоритм изложения философских дискуссий быстро привлек внимание своей нестандартностью и свежестью взгляда на, казалось бы, исхоженные тропы истории философии. Более того, некоторые философы восприняли методы Р. Коллинза как новую струю в развитии самой философской мысли, после усвоения которых, как выражал надежду Н.С. Розов, «произойдет своего рода социологическое взросление философов и философии, так что прежние способы интеллектуального поведения покажутся новым поколениям если не наивными, то по крайней мере принадлежащими уже прошедшей — “социологически дорефлексивной” эпохе» [Розов, 2002: 7]. Так социология философии стала предметом обсуждения.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 868

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреев А.Л. Технонаука // Философия науки: Вып. 16. М.: ИФ РАН, 2011. С. 200–218.

2. Бикбов А. Философское достоинство как объект исследования // Логос. 2004. № 4(43). С. 30–60.

3. Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 16–26.

4. Коллинз Р. Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения. Пер. с англ. Н.С. Розова, Ю.Б. Вертгейм. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.

5. Куш М. Социология философского знания: конкретное исследование и защита // Логос. 2002. № 5–6. С. 104–134.

6. Попкова Н.В. «Социология философий» Р. Коллинза и необходимость «социологического взросления» философии // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 215–222.

7. Попкова Н.В. Философская культура или философская технология? // Культура и искусство. 2015. № 2(26). С. 133–144. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.2.14209

8. Розин В.М. Техника и социальность: Философские различения и концепции. М.: ЛИБРОКОМ, 2012.

9. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 57–66.

10. Розов Н.С. «Социология философий» Рэндалла Коллинза — новый этап самосознания интеллектуалов в мировой истории // Коллинз Р. Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. С. 7–31.

11. Степин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 10–21.

12. Яблоков И.Н. Предметные области философии религии // Вопросы философии. 2012. № 1. С. 49–56.

13. Gross N. Richard Rorty: The Making of an American Philosopher. University of Chicago Press, 2008.

14. Gross N. Why Are Professors Liberal and Why Do Conservatives Care? Cambridge: Harvard University Press, 2013.

15. Kusch M. Psychologism: A Case Study in the Sociology of Philosophical Knowledge. London: Routledge, 1995.

16. Kusch M. Sociophilosophy and the Sociology of Philosophical Knowledge // Methods of Philosophy and the History of Philosophy. Acta Philosophica Fennica / Ed. by S. Knuuttila, I. Niiniluoto. Helsinki: Societas Philosophica Fennica, 1996. Vol. 61: 83–98.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх