The Project of the Transcendental Philosophy of I. Kant and the Descriptive Metaphysics of P. Strawson: Similarities and Differences

 
PIIS123456780009187-6-1
DOI10.18254/S271326680009187-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: State Academic University of the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 1 Issue 1
Abstract

The paper discusses the Strawsonian concept of descriptive metaphysics and its various implementations in conceptions of I. Kant, R.G. Collingwood and P.F. Strawson, their similarities and differences. Particular attention is paid to the analysis of Kant's transcendental philosophy (resp. transcendental idealism), or its metaphysics of appearance as a pioneer version of descriptive metaphysics and its comparison with the version of descriptive metaphysics of P. Strawson himself.

Keywordsdescriptive metaphysics, transcendental philosophy, metaphysics of appearance, I. Kant, R.G. Collingwood, P.F. Strawson
AcknowledgmentThis reseach was carried out as part of the project “Kant's project of descriptive metaphysics: history and modern development”, supported by a grant from the Russian Foundation for Basic Research (project No. 19–011–00925).
Received19.06.2020
Publication date06.07.2020
Number of characters22007
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Предваряя свою работу «Индивиды» (1959), название которой дополнено подзаголовком «очерк дескриптивной метафизики», П. Стросон определяет дескриптивную метафизику в качестве описания (=дескрипции) «действительной [концептуальной] структуры нашего мышления о мире» [1]1 и/или исследования «наиболее общих черт [подобной] концептуальной структуры»2, представленного в виде «обширного центрального [непременного и неизменного] ядра [концептуального инструментария, представляющего со ой определенную систему фундаментальных понятий (категорий) и их взаимосвязей] человеческого мышления [о мире]»3 и выраженного в глубинных структурах нашего языка, а в качестве характерных представителей подобной дескриптивной метафизики автор называет Аристотеля и Канта4. При этом он противопоставляет вводимый им концепт дескриптивной метафизике исторически изменчивой ревизирующей метафизике, которая ставит перед собой задачу «улучшить [концептуальную] структуру [нашего мышления о мире]»5, т.е. «является инструментом концептуального изменения, средством продвижения… новых направлений или стилей мышления»6. Заметим также, что названные Стросоном в качестве дескриптивных метафизиков Аристотель и Кант неслучайны, так оба этих мыслителя с опорой на близкий Стросону–аналитику концептуальный логико-лингвистический анализ сформулировали (эксплицировали), каждый для своего времени, «категориальную сетку», или систему категорий (и основоположений), которая и составляет основу постулируемой Стросоном концептуальной структуры нашей «картины мира», т.е. его дескриптивной метафизики. 1. Стросон П. Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009, c.8.

2. Стросон П. Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009, c.9.

3. [Стросон П. Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009, c.9–10.

4. Стросоновское понятие концептуальной структуры можно сопоставить с близким по смыслу понятием концептуальной схемы Д. Дэвидсона [Д. Дэвидсон Об идее концептуальной схемы //Аналитическая философия. Избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1986, с.144–159]. А основой для стросоновского концептуальной структуры послужил концепт «картины мира» Л. Витгенштейна. Вот что он пишет по этому поводу в своей статье «Кантовы новые основания метафизики»: «В своей самой последней работе «Об определенности» Витгенштейн говорит об определенных предложениях, которые имеют «форму эмпирических предложений», но которые не есть истинно эмпирические, не выведены из опыта. Скорее, они «образуют основание всех операций с мыслями (с языком)». Они образуют «картину мира», которая служит «основой всех моих вопрошаний и утверждений», или «[строительные] леса наших мыслей» [Strawson, P.F. Kant's new foundations of metaphysics. In: Strawson P.F. Entity & Identity and Other Essays. N.Y.: Oxford University Press, 19973, p.247$ см. также: Витгенштейн Л. О достоверности //Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С.335; cр. с также витгенштейновским концептом логического пространства (как «картины мира») из «Логико-философского трактата» (аф. 1.13, 2.0121, 2.1 – 2.225)).

5. Стросон П. Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009, c.8.

6. Стросон П. Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009, c.9.
2 Прежде чем переходить к кантовскому концепту дескриптивной метафизики коротко скажем об еще одной, близкой к концепту Стросона, метафизической концепции Р.Коллингвуда, которую сам он характеризует метафизикой без онтологии7. Данная концепция развивается Коллингвудом в его работах «Эссе о философском методе» [6] и «Эссе о метафизике» [7]8. В последней из них Коллингвуд последовательно анализирует аристотелевский концепт метафизики в качестве «первой науки»9, отвергает возможность «первой науки о чистом существовании»10, т.е. онтотеологический модус метафизики11, и предлагает свою реформу «первой философии», который он и называет «метафизикой без онтологии»12. Таковой выступает метафизика как «[первая] наука об абсолютных пресуппозициях»13, которая представляет собой рефлексию над опытом, или метафизикой опыта14, и осуществляется в форме (resp. посредством метода) категориального анализа. 7. Ряд современных исследователей рассматривают концепцию метафизики Коллингвуда в качестве разновидности дескриптивной метафизики (подробнее см.: D’Oro, G. Collingwood and the Metaphysics of Experience. London and New York: Routledge, 2002; Vanheeswijck G. The Kantian Heritage of R.G Collingwood and P.F. Strawson: two Varieties of descriptive Metaphysics. In: Hist. Philos. Q. 2014. Т. 31. № 3. С.271–292). Заметим, что постулируемая Стросоном дескриптивная метафизика является нейтральной в онтологическом смысле, т.е. коллингвудовской «метафизикой без онтологии».

8. Исследователи творчества Коллингвуда отмечают тот факт, что Коллингвуд рассматривал работы [Collingwood, R.G. [1933] An Essay on Philosophical Method, edited with an introduction and new additional material, by Connelly J., and D’Oro, G. Oxford: Clarendon Press, 2005] и [Collingwood, R. G. [1940] An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988] как две части своей концепции метафизики. Вместе с тем время публикации этих работ позволяют осторожно утверждать о влиянии коллингвудовского понимания метафизики на концепцию метафизики П. Стросона.

9. Collingwood, R. G. An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988, p.3.

10. Collingwood, R. G. An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988, p.11.

11. В своей работе «Границы смысла» (1966), посвященной анализу кантовскому трансцендентализму, П. Стросон называет этот отвергаемый им модус метафизики трансцендентной метафизикой [8, p.33].

12. Collingwood, R. G. An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988, p.17].

13. Collingwood, R. G. An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988, p.34–48.

14. Ср. с концептом «метафизика опыта» Патона [Paton H.J. Kant's Metaphysic of Experience: a commentary on the first half of the Kritik der reinen Vernunft (2 vol.). London: George Allen & Unwin, 1936], посредством которого он характеризует кантовскую философию, и который использует, в качестве одного из модусов метафизики, также и Стросон в своей работе «Границы смысла» [Strawson P.F. The Bounds of Sense: An Essay on Kant’s Critique of Pure Reason. London: Routledge, 1966, p.24].
3 Тем самым концепт дескрипитивной метафизики конституирует определенный тип метафизики, который может иметь разные подвиды: метафизику без онтологии Коллингвуд, дескриптивную метафизику Стросона и др. При этом, как замечает Стросон, не существует дескриптивной метафизики в чистом виде без ревизирующей метафизики, т.е. без критики предшествующей метафизики. Тот же трансцендентализм Канта есть, прежде всего, как критика прежней догматической метафизики, которая лежит в основе новой «научной»15 [трансцендентальной] метафизики16, представляющей собой метафизику возможного опыта (как осмысление ньютоновского естествознания). Вместе с тем, именно кантовская «идея»17 трансцендентальной философии выступает первой попыткой построения собственно дескриптивной метафизики. * * * Лейтмотивом кантовского проекта дескриптивной метафизики выступает его известная максима из «Критики чистого разума»: 15. Напомним одну известную максиму Канта из Пролегомен: «Критика относится к обычной школьной метафизике точно так, как химия к алхимии или астрономия к прорицающей будущее астрологии» [Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике…. // Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994, с.132].

16. См. упоминавшую выше статью П. Стросона «Кантовы новые основания метафизики» [3]. В «Границах смысла» он характеризует кантовский трансцендентализм как «метафизику трансцендентального идеализма» [Strawson P.F. The Bounds of Sense: An Essay on Kant’s Critique of Pure Reason. London: Routledge, 1966, p.42].

17. Как отмечает Кант, его критика чистого разума «есть полная идея [науки] трансцендентальной философии, но еще не сама эта наука…» (B28; см. также B27 и далее) [Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994–2006. T. 2. Ч. 1 (2-е (B) изд.); Т. 2. Ч. 2 (1-е (A) изд.), 2006., c.81].

views: 825

Readers community rating: votes 0

1. Stroson P. F. Individy. Ocherk deskriptivnoiy metafiziki. Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2009

2. D. Devidson Ob idee konceptual'noiy shemy //Analiticheskaja filosofija. Izbrannye teksty. (Sost. A.F.Grjaznov). M., Izd-vo MGU, 1986, s.144v€“159.

3. Strawson, P.F. Kant's new foundations of metaphysics. In: Strawson P.F. Entity & Identity and Other Essays. N.Y.: Oxford University Press, 1997 (sm. russkiiy perevod v: V«Kantovskiiy sbornikV», vyp.23 (per. V.CHalogo)).

4. D'Oro, G. Collingwood and the Metaphysics of Experience. London and New York: Routledge, 2002

5. Vanheeswijck G. The Kantian Heritage of R.G Collingwood and P.F. Strawson: two Varieties of descriptive Metaphysics. In: Hist. Philos. Q. 2014. T. 31. v„– 3. S.271v€“292.

6. Collingwood, R.G. [1933] An Essay on Philosophical Method, edited with an introduction and new additional material, by Connelly J., and Dv€™Oro, G. Oxford: Clarendon Press, 2005.

7. Collingwood, R. G. [1940] An Essay on Metaphysics, revised edition with an introduction by Rex Martin. Oxford: Oxford University Press, 1988.

8. Strawson P.F. The Bounds of Sense: An Essay on Kantv€™s Critique of Pure Reason. London: Routledge, 1966.

9. Paton H.J. Kant's Metaphysic of Experience: a commentary on the first half of the Kritik der reinen Vernunft (2 vol.). London: George Allen & Unwin, 1936.

10. Kant I. Prolegomeny ko vsjakoiy budusheiy metafizikev€¦. // Kant I. Soch.: V 8 t. T. 4. M., 1994.

11. Kant I. Kritika chistogo razuma // Kant I. Sochinenija na russkom i nemeckom jazykah. M.: Nauka, 1994v€“2006. T. 2. CH. 1 (2-e (B) izd.); T. 2. CH. 2 (1-e (A) izd.), 2006.

12. Kant I. O forme i principah chuvstvenno vosprinimaemogo i umopostigaemogo mira // Kant I. Soch.: V 8 t. T. 2. M., 1994.

13. Langton R., Kantian Humility: Our Ignorance of Things in Themselves, Oxford: Oxford University Press, 1988 (2001).

14. Kant I. Izbrannye pis'ma // Kant I. Soch.: V 8 t. T. 8. M., 1994.

15. Fuko M. Porjadok diskursa // Fuko M. Volja k istine. M.: Kastal', 1996.

16. Hoffe O. Kantv€™s Critique of Pure Reason: the Foundation of Modern Philosophy. Dordrecht: Springer, 2010.

17. Forster E. Die 25 Jahre der Philosophie: Eine systematische Rekonstruktion. Frankfurt a. M.: Klostermann Rote Reihe, 2011 (sm. takj`e: FG¶rster Eckart The Twenty-Five Years of Philosophy (A Systematic Recon-struction) (trans. by B.Bowman), Harvard, 2012).

18. O'Shea J. Conceptual Connections: Kant and the Twentieth Century Analytic Tradition. In: Bird, Graham, ed., The Blackwell Companion to Kant. Oxford: Blackwell, 2007.

19. Hanna R. Kant in the twentieth century. In: D.Moran (Ed), Routledge Companion to Twentieth-Century Phi-losophy. London: Routledge, 2008, p.149v€“203 (https://pdfs.semanticscholar.org/1f70/127a05a9aebb4a0c09f45665506afa59849a.pdf).

20. Rockmore T. In Kantv€™s Wake: Philosophy in the Twentieth Century. London: Wiley Blackwell, 2006.

Система Orphus

Loading...
Up