Навстречу будущему: непрерывное образование и его легитимация в машинном исполнении

 
Код статьиS013216250027783-4-1
DOI10.31857/S013216250027783-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель Центра социологии образования и науки ИС ФНИСЦ РАН; профессор НИУ МЭИ; главный редактор журнала «Социологические исследования»
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
НИУ «Московский Энергетический Институт»
журнал «Социологические исследования»
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы130-138
Аннотация

Развитие наукоемких технологий и их повсеместное вхождение в жизнь радикально преобразуют социальную реальность. Образование (учеба, просветительство и даже любознательность, любопытство) становится одной из важнейших социальных технологий, основанных на искусственном интеллекте и цифровизации. В этом контексте – посредством машинного обучения (онлайн, офлайн, дистанционно) и цифровых технологий – Брет Кинг и Ричард Пэтти, авторы обсуждаемой книги «The Rise of Technosocialism: How Inequality, AI and Climate will Usher in a New World”(2021), декларируют неизбежность реформирования капитализма (во всех его нынешних проявлениях) и перехода к «техносоциализму», при котором большая часть человеческого труда будет автоматизирована, а технологические достижения позволят приблизиться к социалистическим идеалам всеобщего равенства и справедливости. Образование, и, что особенно важно, непрерывное и всеобщее машинное образование (обучение) становится неизбежным путем и условием перехода к такому обществу. Конечно, это идеализация и в какой-то мере – социотехнократический манифест. Но он опирается на реальные процессы, которые происходят сегодня в жизни.

Ключевые словасоциум, технологии, наука, искусственный интеллект, непрерывное образование, машинное обучение, техносоциализм
Получено03.10.2023
Дата публикации03.10.2023
Кол-во символов25166
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 182

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабко Ю.В. Партийное просвещение: очерки истории. Киев: Вища школа, 1978.

2. Брайдотти Р. Постчеловек. М.: Ин-т Гайдара, 2021.

3. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: СПб.: СПбАПДПО, 2008.

4. Другова Е.А., Журавлева И.И., Захарова У.С. и др. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 107–153.

5. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000.

6. Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Гос. из-во, 1924.

7. Иллич И. Освобождение от школ (Deschooling Society). М.: Просвещение, 2006.

8. Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4. С. 84–93. DOI: 10.31857/S013216250025450-8.

9. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М, 2013.

10. Коуэн Т. Среднего больше не дано: Как выйти из эпохи Великой стагнации. М.: Ин-т Гайдара, 2015.

11. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр.: Н. А. Шматко, ИЭС. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1998.

12. Моисеев Н.Н., Фролов И.Т. Высокое соприкосновение // Вопросы философии.1984. № 9. С. 24–41.

13. Мортон Т. Род человеческий. Солидарность с нечеловеческим народом. М.: Ин-т Гайдара, 2022.

14. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Под ред. Г.А. Ключарева. М.: ИС РАН, 2008.

15. Резаев А.В, Трегубова Н.Д. Анализ взаимодействий “человек – искусственный интеллект”: от теории коммуникации к социальной аналитике общения // От искусственного интеллекта к искусственной социальности: новые исследовательские проблемы современной социальной аналитики / Под ред. А.В. Резаева. М.: ВЦИОМ, 2020. С. 164–187.

16. Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. №1. С. 116–137.

17. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2017.

18. Черничкина А.А. О понятии Bildung в философии культуры немецкого романтизма // Вопросы философии. 2016. № 3. С. 72–80.

19. Freire P. Pedagogy of the Oppressed (30th anniversary ed.). New York: Bloomsbury, 1970; 2000.

20. Goodman P. Compulsory Mis-Education and the Community of Scholars. Random House Trade, 1966.

21. Korsgaard O. Kampen om lyset: Dansk voksenoplysning gennem 500 år. Guendal, 1997.

22. Lindeman E.C. The meaning of adult education. New York: New Republic, 1925. (Republished in 1961 by Harvest House)

23. Readings B. The University in Ruins. Harvard University Press,1997.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх