Козырьков В.П., Придатченко М.В., Шалютина Н.В. Социология культуры в цифровом обществе: учебное пособие / Под ред. В.П. Козырькова. СПб.: Алетейя, 2021.

 
Код статьиS013216250024383-4-1
DOI10.31857/S013216250024383-4
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник; профессор; ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Приволжский филиал ФНИСЦ РАН
Нижегородская сельскохозяйственная академия
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы168-172
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено10.02.2023
Дата публикации28.03.2023
Кол-во символов16062
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Учебное пособие написано на основе многолетнего опыта преподавания авторами дисциплины «Социология культуры» магистрам и аспирантам, учитывая специфику молодежной аудитории при анализе теоретических проблем и постановке вопросов для обсуждения.
2 Авторы побуждают аспиранта/магистра к размышлению над альтернативами общественного развития. Даже названия параграфов ориентируют на это сотрудничество, например: «Зачем цифровому обществу сохранять культуру и что ему делать с контркультурой?» Дидактическая мудрость такого построения пособия имеет объективные причины: понятия социологии культуры не имеют и не могут иметь однозначных дефиниций, поскольку их содержание формируется под влиянием множества факторов, в том числе ситуативных. Один из параграфов «О пользе и вреде словарей и сайтов о культуре в социальных сетях» (с. 31)1 указывает на тщательность анализа понятийного аппарата, связанного с дефинициями культуры, которых, как известно, около тысячи. 1. В круглых скобках указываются страницы рецензируемой книги.
3 Зафиксировав сложность феномена культуры, анализируя наиболее распространенные «стереотипные» дефиниции (с. 15–41), авторы приходят к выводу, что окончательного определения культуры дать невозможно, так как культурные практики постоянно развиваются, а поэтому «понятие культуры вне его исторического и объективного содержания лишено смысла» (с. 38). Однако ссылка на конкретику эпохи не снимает вопроса о критерии отнесения к культуре различных явлений, поскольку «наиболее тонкие инструменты развития человека могут превратиться в орудия его порабощения». И далее: «высокий уровень культуры общества» предполагает «ее гуманистическую направленность», вне которой «формируется кризис культуры» (с. 39). Но конкретизируя многозначное понятие «культура» через не менее многозначное «гуманизм», проблема строгости дефиниции не решается – гуманизм имеет не только историческое, но и классовое/кастовое/групповое наполнение в соответствии с выбранной акторами/субъектами сверхзадачей. Все попытки его содержательного однозначного наполнения на сегодняшний день терпели крах. Так, свежий пример – мотивация «культуры отмены» русской, а заодно и всей российской культуры на Западе в 2022 г. после начала спецоперации. Именно поэтому утверждение, что «социология культуры есть один из способов рационалистического противостояния процессам отчуждения человека» (с. 39) не более чем желаемое, но не действительное.
4 Поскольку рабочее определение культуры все-таки нужно, авторы предлагают: «В самом общем логическом смысле культура есть такая деятельность и такие средства, используемые человеком в своей общественной деятельности, которые позволяют раскрыть наиболее полно свойства объекта и добиться их совершенствования в общественной жизнедеятельности» (с. 55). В нем упор сделан на внешний результат деятельности человека, но не на его личностное изменение. Это вписывается в устоявшееся в общественном мнении «смысловое поле»: культура – это лучшее, что создано человечеством, после чего можно было бы поставить точку. Но как быть с критериями совершенства, например при применении ядерного оружия? Или – на обыденном уровне – возможностью изменения внешности через пластическую операцию, все чаще практикуемую преступниками?

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 293

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх