Lobbying As a Form of Public Dialogue

 
PIIS013216250021239-5-1
DOI10.31857/S013216250021239-5
Publication type Review
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Theory and History of State and Law
Affiliation: Altai State University
Address: Barnaul, Russia
Occupation: Head of the Department of Constitutional and International Law
Affiliation: Altai State University
Address: Barnaul, Russia
Occupation: Assistant of the Department of Theory and History of State and Law
Affiliation: Altai State University
Address: Barnaul, Russia
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 7
Pages157-163
Abstract

The peer-reviewed monograph “Lobbying: a search for institutionality” by S.L. Dimans and V.F. Levicheva is a comprehensive analysis of one of the most controversial phenomena of social life – lobbying. S.L. Dimans and V.F. Levicheva indicate problematic field of research, differentiating interest groups according to the level of influence on the authorities, explore institutional practices of lobbying, problems and methods of legal regulation of lobbying for private, corporate and public interests. The book pays special attention to international experience in the legal regulation of lobbying, to Russian lobbying market and prospects for its regulation. In general, the monograph under review reveals new facets of recent political and legal life setting up sociologists, economists, lawyers and legislators to ponder about how the modern state works.

Keywordslobbying, lobbying practices, interest groups, anti-corruption legislation, legal regulation
Received23.07.2022
Publication date22.09.2022
Number of characters16951
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В рецензируемой монографии [Диманс, Левичева, 2022] сосредоточены результаты детального анализа одного из самых неоднозначных явлений современности – лоббирования частных, корпоративных и общественных интересов. Подчеркивается междисциплинарный характер исследования лоббизма – как политической модели, социального феномена, юридического института, социально-экономической поведенческой траектории и т. д. В своей работе ученые отмечают неизбежность лоббизма как социально-политического феномена, несмотря на «отрицательную репутацию» лоббизма в общественном мнении. Авторами выдвигается смелое предположение о том, что лоббизм является неотъемлемой и основополагающей частью принятия любых государственных решений.
2 Как отмечали Ф. Уэйлер и М. Брандли, политикам не хватает времени, ресурсов и адекватной информации, чтобы быстро реагировать на происходящие изменения и принимать решения [Weiler, Brändli, 2015]. Поэтому лоббизм, действительно, выступает неким обязательным звеном между властью и обществом, позволяющим эффективно выстраивать публичный диалог и оперативно реагировать на общественные запросы. В этой связи, институционализация лоббизма посредством принятия нормативного правового акта, регулирующего основные положения о лоббировании частных и общественных интересов, видится необходимым шагом для легализации лоббизма как структурного звена принятия любого властного решения. В противном случае неинституционализированный лоббизм воспринимается и будет продолжать восприниматься обществом как завуалированная коррупция. Авторы подчеркивают, что даже в случае институционализации лоббизма неизбежно остается пространство для неформальных коммуникаций. Вместе с тем нормативное регулирование придает правилам лоббистской игры системный и упорядоченный характер.
3 Структура монографии последовательно разворачивает теоретическую модель лоббизма в социально-политической практике через осмысление таких проблем, как сущность и модели лоббизма, субъекты лоббистской деятельности, роль правового регулирования и его перспективы в России, неформальное поле лоббистской практики. Особое внимание уделяется международной практике, этическим кодексам, различным формам лоббизма и средствам преодоления негативных аспектов этой деятельности. Наряду с богатым эмпирическим материалом по каждой главе книги, представлены наглядные кейсы лоббизма в сфере отмывания финансовых средств, фарминдустрии и лоббистских практик в условиях пандемии COVID-19.
4 Лоббизм (от англ. lobby – «кулуары») – давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо частных лиц с целью принятия или отклонения того или иного решения.1 Однако это энциклопедическое определение уже не в полной мере отвечает современным реалиям. В этой связи авторы приходят к обоснованному мнению, согласно которому «в отличие от западных стран, в которых ключевым объектом давления для групп интересов является законодательная власть, у нас в стране давлению подвергается в основном исполнительная власть» (с. 143). 1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2002.

Price publication: 100

Number of purchasers: 3, views: 315

Readers community rating: votes 0

1. Dimans S.L., Levicheva V.F. (2022) Lobbying: the search for institutionalization. Moscow: Klyuch-S. (In Russ.)

2. Holman C. (2006) Origins, Evolution and Structure of the Lobbying Disclosure Act. Public Citizen.

3. Ivanov P.A. (2014) Problems of constitutional and legal regulation of lobbying in Russia. Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo [Constitutional and municipal law]. No. 6: 12–14. (In Russ.)

4. North D., Wallis J., Weingast B. (2011) Violence and social orders. Conceptual framework for the interpretation of the written history of mankind. Moscow: In-t Gaidara. (In Russ.)

5. Pimenov N.A. (2011) Lobbying: problems and solutions. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye [State power and local self-government]. No. 10: 6–10. (In Russ.)

6. Sitnikova A.V. (2010) Constitutionality of the legislation regulating lobbying activity in the USA. Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo [Constitutional and municipal law]. No. 8: 71–73. (In Russ.)

7. Spector E.I. (2016) Peculiarities and prospects of legal regulation of lobbying in Russia. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian Law]. No. 11: 12–20. (In Russ.)

8. Subochev V.V. (2007) Lobbying as a tool for upholding legitimate interests. Pravo i politika [Law and Politics]. No. 3: 68–75. (In Russ.)

9. Surovtsev S.I. (2016) Russian law on lobbying: first steps towards the legal regulation of lobbying activities in Russia. Pravo i upravleniye. XXI vek [Law and Management. XXI Century]. No. 3 (40): 55–62. (In Russ.)

10. Vasilyeva S.V. (2013) Legal Institute of Lobbying in Russia: Assessment of Legislation and Formation Prospects. Sravnitel'noye konstitutsionnoye obozreniye [Comparative Constitutional Review]. No. 1: 136–148. (In Russ.)

11. Weiler F., Brändli M. (2015) Inside versus outside lobbying: How the Institutional Framework Shapes the Lobbying Behavior of Interest Groups. European Journal of Political Research. Vol. 54. Iss. 4: 745–766.

12. Zhirnov A.V. (2010) The Institute of Lobbying and Prospects for its Legal Regulation in Russia. Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo [Constitutional andmunicipal Law]. No. 7: 14–17. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up