Лоббизм как форма публичного диалога

 
Код статьиS013216250021239-5-1
DOI10.31857/S013216250021239-5
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Барнаул, Россия
Должность: зав. кафедрой конституционного и международного права
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Барнаул, Россия
Должность: ассистент кафедры теории и истории государства и права
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Барнаул, Россия
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 7
Страницы157-163
Аннотация

Монография С.Л. Диманса и В.Ф. Левичевой «Лоббизм: поиск институциональности» посвящена всестороннему анализу одного из самых противоречивых феноменов социальной жизни – лоббизму. Авторы обозначают проблемное поле исследования, дифференцируют группы интересов по уровню влияния на власть, исследуют институциональные практики лоббизма, проблемы и способы правового регулирования лоббирования частных, корпоративных и общественных интересов. В книге особое внимание уделяется анализу международного опыта правового регулирования лоббизма, исследованию особенностей российского лоббизма и перспективам его правового регулирования. В целом, рецензируемая монография раскрывает новые грани политико-правовой жизни и настраивает социологов, экономистов, юристов и законодателей на размышления о том, как устроено современное государство.

Ключевые словалоббизм, лоббистские практики, группы интересов, антикоррупционное законодательство, правовое регулирование
Получено23.07.2022
Дата публикации22.09.2022
Кол-во символов16951
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В рецензируемой монографии [Диманс, Левичева, 2022] сосредоточены результаты детального анализа одного из самых неоднозначных явлений современности – лоббирования частных, корпоративных и общественных интересов. Подчеркивается междисциплинарный характер исследования лоббизма – как политической модели, социального феномена, юридического института, социально-экономической поведенческой траектории и т. д. В своей работе ученые отмечают неизбежность лоббизма как социально-политического феномена, несмотря на «отрицательную репутацию» лоббизма в общественном мнении. Авторами выдвигается смелое предположение о том, что лоббизм является неотъемлемой и основополагающей частью принятия любых государственных решений.
2 Как отмечали Ф. Уэйлер и М. Брандли, политикам не хватает времени, ресурсов и адекватной информации, чтобы быстро реагировать на происходящие изменения и принимать решения [Weiler, Brändli, 2015]. Поэтому лоббизм, действительно, выступает неким обязательным звеном между властью и обществом, позволяющим эффективно выстраивать публичный диалог и оперативно реагировать на общественные запросы. В этой связи, институционализация лоббизма посредством принятия нормативного правового акта, регулирующего основные положения о лоббировании частных и общественных интересов, видится необходимым шагом для легализации лоббизма как структурного звена принятия любого властного решения. В противном случае неинституционализированный лоббизм воспринимается и будет продолжать восприниматься обществом как завуалированная коррупция. Авторы подчеркивают, что даже в случае институционализации лоббизма неизбежно остается пространство для неформальных коммуникаций. Вместе с тем нормативное регулирование придает правилам лоббистской игры системный и упорядоченный характер.
3 Структура монографии последовательно разворачивает теоретическую модель лоббизма в социально-политической практике через осмысление таких проблем, как сущность и модели лоббизма, субъекты лоббистской деятельности, роль правового регулирования и его перспективы в России, неформальное поле лоббистской практики. Особое внимание уделяется международной практике, этическим кодексам, различным формам лоббизма и средствам преодоления негативных аспектов этой деятельности. Наряду с богатым эмпирическим материалом по каждой главе книги, представлены наглядные кейсы лоббизма в сфере отмывания финансовых средств, фарминдустрии и лоббистских практик в условиях пандемии COVID-19.
4 Лоббизм (от англ. lobby – «кулуары») – давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо частных лиц с целью принятия или отклонения того или иного решения.1 Однако это энциклопедическое определение уже не в полной мере отвечает современным реалиям. В этой связи авторы приходят к обоснованному мнению, согласно которому «в отличие от западных стран, в которых ключевым объектом давления для групп интересов является законодательная власть, у нас в стране давлению подвергается в основном исполнительная власть» (с. 143). 1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2002.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 3, всего просмотров: 316

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильева С.В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив формирования // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. №1. С. 136–148.

2. Диманс С.Л., Левичева В.Ф. Лоббизм: поиск институционализации. М.: Ключ-С, 2022.

3. Жирнов А.В. Институт лоббизма и перспективы его правового регулирования в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. №7. С. 14–17.

4. Иванов П.А. Проблемы конституционно-правового регулирования лоббизма в России // Конституционное и муниципальное право. 2014. №6. С. 12–14.

5. Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Пер. с англ. Д. Узланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. М.: Ин-т Гайдара, 2011.

6. Пименов Н.А. Лоббизм: проблемы и пути решения // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №10. С. 6–10.

7. Ситникова А.В. Конституционность законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность в США // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 71–73.

8. Спектор Е.И. Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России // Журнал российского права. 2016. №11. С. 12–20.

9. Субочев В.В. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов // Право и политика. 2007. №3. С. 68–75.

10. Суровцев С.И. Российский закон о лоббизме: первые шаги на пути правовой регламентации лоббистской деятельности в России // Право и управление. XXI век. 2016. №3(40). С. 55–62.

11. Holman C. Origins, Evolution and Structure of the Lobbying Disclosure Act // Public Citizen. 2006.

12. Weiler F., Brändli M. Inside versus outside lobbying: How the Institutional Framework Shapes the Lobbying Behavior of Interest Groups // European Journal of Political Research. 2015. Vol. 54. Issue 4. P. 745–766.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх