"On The Shoulders of Giants": Theoretical Heritage of Sociology Classics for the Analysis of Modern Society

 
PIIS013216250019274-4-1
DOI10.31857/S013216250019274-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: MGIMO University
Address: Russian Federation,
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 5
Pages15-24
Abstract

The article analyzes the potential of classical sociological theories for the research of modern societies. It is shown that the reason for the loss of interest in the classical heritage is the spread of vulgar interpretations of sociological postmodernism, radicalizing the rejection of theoretical meta-narratives, as well as presentism in the research attitudes of young sociologists. Using the example of L. Mumford's "megamachine" concept, the heuristic possibilities of sociological classics for understanding social relations in a digital society are shown. There are similarities and differences of the "megamachines" of the past as machine-like social organizations created to maximize human labor, managerial, etc. functions with social connections mediated by digital media. The conclusion is made that the application of the concept of "megamachine" to modern society actualizes an assumption that if in the societies of classical capitalism materialized labor dominated the living (K. Marx), then in a digital society objectified and embodied in symbolic systems and in complex techniques communication, information and intelligence assert their dominance over live communications and social connections.

Keywordssociological classics, digital society, L. Mumford's concept of "megamachine", centralization and decentralization, social control, social networks, depersonification, living and materialized labor
Received21.06.2022
Publication date21.06.2022
Number of characters29369
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Классики социологии составляют ее признанную, разделяемую подавляющим большинством интеллектуальную основу. Однако потребности исследования современных обществ, на первый взгляд радикально отличающихся от «классического модерна», а также некоторые другие описанные далее проблемы, отталкивают от изучения и использования классического наследия молодых социологов XXI в. Цель статьи – показать, что эвристический потенциал классического наследия не исчерпан до сих пор. Стоя, по выражению Р. Мертона, «на плечах гигантов», даже карлики могут увидеть гораздо больше, чем им дано. Используя классическое наследие, можно увидеть в современном обществе больше, чем позволяют возможности современных социологических теорий. В статье показано значение концепции «Мегамашины» Л. Мамфорда для анализа социальных и культурных последствий цифровизации.
2 Постановка проблемы. Классики социологии: почтительное забвение или переосмысление. Признанные классики социологии составляют «ядро» нашей науки, значимость их наследия определяется спецификой социального и гуманитарного знания. Во-первых, как известно, оно не является кумулятивным, развивается сразу в нескольких направлениях, представляющих различные парадигмы. Следовательно, во-вторых, не имеет единого и общепринятого теоретико-методологического аппарата. Поэтому, как подчеркнул немецкий социолог, исследователь М. Вебера, Д. Кеслер, именно благодаря присутствию в той или иной форме отсылок к классическому наследию можно определить, что «здесь занимаются социологией» [Keasler, 2015]. И поэтому социологам, в отличие от физиков, биологов, правоведов и представителей многих других наук необходимо изучать историю своей дисциплины. Если для эффективной работы в областях анатомии человека или гражданского права достаточно быть в курсе современных достижений, а обращение к истории исследований в своей области является «тратой времени», то для социолога, изучающего самые актуальные проблемы современного общества, классический подход может служить отправным моментом, дающим импульс для нового видения [там же].
3 Кого мы считаем классиками? По мнению Кеслера, это теоретики, которые обосновали базовые категории и понятия социологии, описали оригинальные методы и поставили проблемы, которые, несмотря на их обусловленность конкретным историческим периодом и именем, обрели универсальную, вневременную значимость [там же]. Соответственно, число классиков не может быть ограничено фиксированными общепризнанными фамилиями — К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс… Это могут быть мыслители «второго ряда» — Г. Зиммель, В. Зомбарт, Ф. Тённис, и др., которые внесли вклад в формирование концептуальных основ нашей науки. Идеи классиков, их вопросы о сущности социальных и культурных процессов, обоснованные ими понятия применимы не только к тем условиям, в которых конкретно были поставлены или обоснованы, но и в современном обществе позволяют формулировать новые вопросы о его особенностях, и находить новые ответы, в то же время обогащая теорию. Так, исследователи проблем девиантного поведения, преступности, теневой хозяйственной деятельности не могут игнорировать теорию аномии, разработанную Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном, и сохраняющую эвристическую значимость по сей день. Колоссальная вебериана начала формироваться через несколько десятилетий после смерти самого М. Вебера, вокруг которого при жизни не сложилась научная школа [Schwinn, 2020], и была результатом не только теоретических изысканий Т. Парсонса и других социологов, но и поиском решений острых вопросов ХХ века: социокультурной специфики современных обществ, природы и судьбы капитализма, путей экономической и политической модернизации на Западе и Востоке, и многих других. Немецкий социолог Т. Швинн отмечает, что жизнеспособность исследовательской программы Вебера зависела не в последнюю очередь от ее способности интерпретировать проблемы, специфические для каждой эпохи, быть восприимчивой к их изменениям, гибко подходить к страновым и культурным особенностям [там же].

Number of purchasers: 0, views: 91

Readers community rating: votes 0

1. Butenko I.A. (2000) Postmodernism as a reality given to us in sensations. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 4: 3–11. (In Russ.)

2. Foucault M. (1999) Discipline and Punish. The Birth of the Prison. Moscow: Ad Marginem. (In Russ.)

3. Kastels M. (2004) Internet Galaxy. Ekaterinburg: U-Factoryiya. (In Russ.)

4. Keasler D. Why do we need the classics of sociology? URL: https://literaturkritik.de/id/16957 (accessed 15.02.2022). (In Germ.)

5. Mumford L. (1963) Technics and Civilization. Harcourt, Brace & World. URL: https://books.google.ru/booksid=PU7PktesGUoC&pg=PA9&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=2#v=onepage&q&f=false (accessed 16.02.2022).

6. Mumford L. (1986) Mechanical rhythm of life. In: Skepsis: Scientificand Educational Journal. Moscow: Progress: 225–239. (In Russ.)

7. Mumford L. (2000) The Myth of the Machine. Technology and Human Development. Моscow: Logos. (In Russ.)

8. Platform capitalism: a new challenge for the proletariat. URL: https://work-way.com/blog/2017/11/09/platformennyj-kapitalizm-novyjvyzov-dlya-proletariata/ (accessed 05.04.2020).

9. Rezaev A.V., Tregubova N.D. (2021) Artificial Intelligence and Artificial Sociality: New Phenomena and Challenges for the Social Sciences. Vestnik obshchestvennogo mneneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 1: 4–19. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1905 (In Russ.)

10. Romanovsky N.V. (2007) On the current stage of development of sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 1: 22–31. (In Russ.)

11. Schwab K. (2016) The Fourth Industrial Revolution. Moscow: EKSMO. (In Russ.)

12. Schwinn T. (2020) Classic twilight. 100 years of Max Weber in the context of the history of sociology and the current state of our discipline. Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie [Cologne Journal of Sociology and Social Psychology]. Vol. 72: 351–381. (In Germ.)

13. Toshchenko Zh.T. (1999) Sociology: ways of scientific reformation. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 7:3–15. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up