Hanafi S., Yi C.C. (eds) SOCIOLOGIES IN DIALOGUE. SAGE: SAGE Studies in International Sociology, 2020.

 
Код статьиS013216250018910-4-1
DOI10.31857/S013216250018910-4
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Sociologies in Dialogue (SAGE Studies in International Sociology), 1st Edition, Hanafi, S., & Yi, C. C. (Eds.). (2020). SAGE. 392 pages ISBN 1529711460 (ISBN13: 9781529711462)
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы158-161
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено27.06.2022
Дата публикации28.06.2022
Кол-во символов11134
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Дискуссии о «глобальной социологии» ведутся давно, но главной проблемой остается их фрагментарный характер. Книга «Социологии в диалоге» представляет собой новый шаг в решении данной проблемы, предлагая интегрированный интеллектуальный продукт, объединяющий усилия социологов из 20 стран. Это не столько результат «низовой инициативы» индивидуальных исследователей, сколько институционального действия одного из главных социологических объединений в мире – Международной Социологической Ассоциации (МСА). Одним из ее редакторов выступает С. Ханафи (Sari Hanafi), президент МСА в 2018–2022 гг.; другой редактор, Чин-Чун И (Chin-Chun Yi), также имеет богатый опыт работы в ассоциации.
2 Книга примечательна, как минимум, по двум причинам. Во-первых, это одна из первых попыток (наиболее масштабная по количеству участников) не просто обратить внимание на «местную специфику» развития социологического знания в различных частях планеты, но и последовательно рассмотреть конкретные кейсы на локальном, национальном, международном и глобальном уровнях, учитывая их взаимосвязи и размещая полученные результаты в едином концептуальном пространстве. Во-вторых, рецензируемая книга по-новому ставит вопрос о роли как нашей науки, так и профессионального сообщества социологов в социально-экономических изменениях. Авторы не ограничиваются популярными (и широко критикуемыми рядом специалистов в России и за рубежом) призывами к социологам «сделать мир лучше» через прямое практическое (или, другими словами, «публичное») действие. Они также предлагают, пусть в ограниченном объеме, новые подходы, концепции и понятия, которые, преодолевая ограничения упрощенных и отчасти устаревших, но популярных среди многих социологов представлений, могут не только продвинуть вперед социальную теорию, но и положительно повлиять на социальную практику.
3 Центральное значение с этой точки зрения имеет вводная глава, в которой С. Ханафи и Чин-Чун И формулируют и кратко обосновывают три «условия диалога социологий» (с. 2) как концептуальную основу монографии. (1) Авторы предлагают «деконструировать бинарную логику антагонистических категорий, таких как традиция/современность, Восток/Запад, универсализм/контекстуализм...» (с. 2). Доминирующие в социологическом мейнстриме концептуальные рамки действительно зачастую оказываются чрезмерно жесткими и упрощенными, неадекватными для понимания современного сложного социального мира. Однако вопрос в том, какие конкретные новые категориальные системы могут эффективно заменить существующие? В книге предлагается несколько набросков таких новых концептуальных рамок (подробнее ниже). Однако, по большей части, это остается задачей будущих исследований.
4 (2) Поиск «универсальных концепций» социологического знания (с. 2). Авторы предлагают оригинальное, хотя и спорное решение. Они рекомендуют решать указанную задачу на уровне «идей», не на уровне привычных для социологического мейнстрима формализованных моделей или механизмов. Разработка теоретически осмысленных, но при этом эмпирически операционализируемых моделей объектов социологического анализа находится в ядре современного социологического канона. В XIX и начале XX в. усилиями Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и других первопроходцев эмпирической социологии доказательный, основанный на данных, характер социологической аргументации и концептуализации стал рассматриваться как обязательный признак «правильной социологии». На первый взгляд, призыв отказаться от данного взгляда может казаться «шагом назад». Наверняка найдутся социологи, которые категорически не согласятся с подобными предложениями. Вместе с тем, учитывая растущую турбулентность и разнообразие институциональных контекстов на местном, национальном и глобальном уровнях, этот подход представляется имеющим право на существование; однако проблема в том, как совместить его с требованием методологической согласованности социологии как науки, а не идеологии. К сожалению, в содержании книги представляются лишь первые попытки выстраивания того рода «глобальной социологии идей», которые не позволяют сделать вывод о том, насколько жизнеспособным с научной точки зрения окажется предложенный ход. В частности, сам феномен «глобальности», по нашему мнению, не получил в рассматриваемой книге достаточного внимания. Между тем, его целостное осмысление в концептуальной логике социологии (в особенности, с учетом событий первой половины 2022 года) может оказаться не менее важным, чем преодоление пространственных барьеров между отдельными географическими блоками внутри «глобального» мира, о которых говорят С. Ханафи и Чин-Чун И.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 453

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх